Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Бот - в помощь 13 марта 2004 года вступил в силу Закон Республики Казахстан “О безопасности и охране труда” (БОТ), который отменил действие предыдущего Закона “Об охране труда в Республике Казахстан”, действовавший с 1999 года. Как строятся взаимоотношения между работодателем и работником? Внешне они лежат в плоскости законодательного регулирования. На практике же - часто выходят за рамки только гражданско-правовых. От того, какими условиями урегулированы эти отношения, может зависеть состояние экономики отдельного предприятия. И даже государства. В конечном счете, от этого же зависит благосостояние - как работодателя, так и работника, даже несмотря на объективный конфликт интересов. У работодателя свое извечное стремление: получение наибольшей прибыли. Работника греет интерес получить большую заработную плату за свой труд. Но, кроме того, всякий нормальный человек, принимаемый на работу, заинтересован в безопасных условиях своего труда. Эти взаимоотношения и регулирует новый закон. Помочь разобраться в причинах, которые подвигли на разработку нового закона, и в чем его преимущество перед предыдущим законом, мы попросили начальника государственной инспекции по контролю за соблюдением законодательства о безопасности и охране труда департамента Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Алматинской области Амангельды Ускенова - Действительно, мы давно ждали этот закон. В этой связи мне хотелось бы в первую очередь заметить, что в отличие от предыдущего закона, который назывался “Об охране труда в Республике Казахстан”, этот закон называется “О безопасности и охране труда”.
| - Ты туда не ходи, ты сюда ходи |
Закон, принятый в 1993 году, значительно отстал от того законодательства, которое действует сегодня. Следует также вспомнить, что тот закон принят еще до принятия Конституции РК, Гражданского кодекса. Потом мы у себя ратифицировали конвенцию Международной организации труда. Наконец, в нем не были прописаны такие понятия, как безопасность, гигиена труда, мониторинг безопасности, представители работников, многие другие моменты, которые теперь четко прописаны в первой же статье “Основные понятия”. - Но существует мнение, что из нового закона выпали вопросы, которые регламентировали ответственность работодателя перед работником за травмы и увечья, полученные на производстве. Что вы думаете по этому поводу? - Эти вопросы не выпали. Просто ряд статей уже прописан в других действующих документах. Защита работников складывается из многих факторов. Это нормативы условий рабочего места, соответствующий государственный контроль в лице госинспектора, обязанности работодателя, который в соответствии с требованиями государства должен подготовить и предоставить безопасные условия труда. Кроме того, это обязанности и самого работника, который должен неукоснительно соблюдать правила техники безопасности на производстве. Вопросы ответственности работодателя за неисполнение требований по безопасности условий труда - это компетенция административного законодательства и Уголовного кодекса. - А что касается материальной ответственности? - В Гражданском кодексе этому посвящена отдельная глава по возмещению вреда, причиненного в результате нарушения правил безопасности и условий труда. Там уже предусмотрена материальная ответственность работодателя, по вине которого был причинен вред здоровью работника либо другой ущерб. Кроме того, готовится закон о страховании ответственности работодателя. Здесь тоже предполагаются определенные рычаги. В законе о безопасности и охране труда речь идет о четких предметных нормативах, необходимых для работы. Вводится понятие “аттестация рабочего места”. Это значит, что каждый участок будет проходить соответствующую экспертизу безопасности, которая предусматривает профилактику, средства защиты, исправное оборудование. Я считаю, законодательные акты будут друг друга дополнять, а не дублировать, как это было прежде. - Что касается аттестации рабочих мест. Кто будет этим заниматься? - Сам работодатель. Ему вменено в обязанности приведение производства, рабочих мест, участков, цехов в соответствие со всеми установленными стандартами. Инспекторы же нашего департамента будут проверять, насколько это соответствует требованиям безопасности. К нарушителям сможем применить соответствующие меры, вплоть до остановки производства. Это тоже предусмотрено в новом законе. - Ну а то, как не пустят вашего инспектора на предприятие. Сошлются, скажем, на коммерческую тайну? - Опять же - если такой факт произойдет, то это явное нарушение нового закона. Там четко сказано, что госинспектор по охране труда имеет право беспрепятственного входа на предприятие для проведения проверки. - А какова будет роль профсоюзов в связи с новым законом о безопасности и охране труда? - Здесь прямо заложена база для создания и развития профессиональных союзов или иных представителей или организаций, созданных в порядке, установленном законодательством. Они должны представлять и отстаивать интересы работников, участвовать в аттестации рабочих мест, принимать участие в расследовании несчастных случаев и т.д. А кроме того, новый закон усиливает роль государственного и общественного контроля за соблюдением норм безопасного ведения производства или другого бизнеса. - В свое время на предприятиях действовали отделы по охране труда и технике безопасности. Теперь многие из них оказались закрыты, устранены... - А новый закон теперь гласит, что служба безопасности и охраны труда может быть закрыта только в случае прекращения деятельности организации. - Но ведь далеко не всякое предприятие может себе позволить иметь такую службу? - Если численность сотрудников организации или предприятия не превышает пятидесяти человек, можно обойтись назначением ответственного специалиста, который, например, по совместительству будет осуществлять обучение, проводить инструктаж. На предприятиях с числом персонала, превышающим пятьдесят человек, создание службы обязательно! - То есть работодателю придется искать возможность оплачивать еще и эту ставку? - Ну а как вы хотели? Финансирование мероприятий по безопасности и охране труда осуществляется либо за счет работодателя, либо из других законных источников. Ежегодно работодатель должен будет выделить необходимую сумму на эти вопросы. Более того - объем финансирования должен быть закреплен в индивидуальном или коллективном договоре. Работники организаций не должны нести расходов на эти цели. - Какие еще вопросы, касающиеся законодательства о безопасности и охране труда, должны быть включены в договор между работодателем и наемным работником? - Должны быть указаны характеристика рабочего места, опасные и вредные факторы производства, все льготы и компенсации за работу в таких условиях. При приеме на работу с вредными и опасными условиями труда работодатель обязан предупредить работника о возможном возникновении профессионального заболевания. Нам еще очень много предстоит сделать, чтобы сфера производства стала действительно безопасной для работающих. Я покажу вам в нескольких примерах, что происходит у нас в области. В цифрах прошлого года ситуация выглядит так. Мы провели проверки в 945 организациях и на предприятиях. Инспекторы выявили 4 870 нарушений законодательства о труде. Больше половины нарушений касались Закона “Об охране труда”. Следствием несоблюдения правил техники безопасности стало 60 выявленных случаев травматизма различной степени тяжести, причем пять из них - групповые. Различные травмы получили 89 работников, 22 человека погибли. В сравнении с 2002 годом число пострадавших на производстве выросло на 34 человека. Это при том, что работодатели, мягко говоря, стараются не придавать огласке случаи производственного травматизма. Поэтому возросшее количество зафиксированных нами несчастных случаев можно отнести к активной работе госинспекторов департамента: стали теснее работать с медицинскими учреждениями, правоохранительными органами.
|