Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Сделано под себя Вячеслав Щекунских, Юлиана Жихорь Самый обсуждаемый и скандальный законопроект наконец-то вылупился из скорлупы парламента, последний этап - подпись президента. Проект Конституционного закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан “О выборах в Республике Казахстан” после трех чтений принят На самом деле не важно, насколько демократичен новый закон, поскольку от правительственного варианта, представленного в ноябре, осталось мало - по меньшей мере 500 поправок было предложено парламентариями. Ясно, что простому обывателю глубоко все равно, что там с выборами. Как уже устали упоминать журналисты и общественные деятели, особой связи отдельные граждане Казахстана с выбором депутатов не чувствуют. Таким образом любой из нас мог бы сказать словами Владимира Маяковского: “Делайте не под меня, делайте под себя”. В общем-то так и получилось - депутаты, рассчитывающие на следующие сроки в сенате и мажилисе, отшлифовывали выборное законодательство именно под себя.
|
Парламентарии считают, что гнет критики за фальсификацию итогов голосования с Казахстана будет снят. Закон на 95-98 процентов обеспечивает прозрачность предстоящих выборов. В конечном итоге мы стали свидетелями утверждения значимости партий в электоральном процессе. Пока что избирательные комиссии формируются с участием и при непосредственном влиянии органов местной исполнительной власти. Но в новом законодательстве приняты позиции о формировании территориальных окружных и участковых избирательных комиссий, за исключением Центральной избирательной комиссии, посредством избрания их по предложению политических партий. Избирательная комиссия будет состоять из семи человек, а поскольку количество партий может быть разным, достичь справедливости решено путем рейтингового голосования. А чтобы не доминировала та или иная партия в том или ином регионе, поставлены такие условия, что членом той или иной окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии может быть только по одному члену от той или иной партии. Возможность формирования избиркомов предоставлена местным представительным органам - маслихатам. Правда возникает вопрос - почему, проталкивая эту идею, депутаты не задумались о том, кто же главенствует над умами тех же депутатов маслихатов. Ведь еще совсем недавно, сразу после окончания выборов в местные органы власти, отечественные парламентарии заявляли, что идея была хороша, но независимых маслихатов не получилось. Новые депутаты, избранные по старому выборному законодательству, по прежнему остаются “тенью” воли акима. “Можно говорить, что система избирательных фальсификаций в Казахстане сохранена практически полностью”, - считает Петр Своик, один из лидеров народной партии “Демократический выбор Казахстана”. Кроме того, памятуя о так называемых политических заключенных и коррупционерах, ряд депутатов выдвинули требования по возможному выдвижению осужденных граждан на выборы, чего, конечно же, не принимали правительственные разработчики. Компромисс был найден. Решено, что такой возможностью обладают те, у кого судимость погашена. Кстати, одним из доводов в пользу разрешения регистрации в качестве кандидата в депутаты или президенты лиц с судимостью были примеры из истории: Нельсону Манделе более 20 лет заключения не помешали же стать президентом ЮАР. А чем мы хуже? Странным выглядит исключение из законопроекта нормы об обязательном предоставлении кандидатами в депутаты мажилиса и маслихаты декларации о доходах. По всему тексту законопроекта проводится мысль о недопустимости безальтернативных выборов президента, депутатов парламента и местных представительных органов. Определен порядок проведения предвыборной агитации, а также перечень лиц, имеющих право проводить агитацию. К примеру, кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения, в связи с чем установлено понятие “использование преимуществ должностного или служебного положения”. Что касается другой болезненной темы - списка избирателей, то здесь, по мнению депутатов, были приняты все меры, чтобы избежать дополнительных списков и автобусов с много раз голосующим электоратом ездящих по участкам. Списки должны подготавливаться акимом и предоставляться в ЦИК не менее, чем за 20 дней до дня выборов. Еще одно новшество - внедрение экспериментальной для нашей страны системы электронного голосования. На эти цели правительством выделяется более 4 миллиардов тенге. Эксперимент будет проводиться лишь на нескольких избирательных участках, то правительство надеется полностью обучить население лишь к выборам президента. Но, как и любая система, вводимая не защищена от взломов. Так, на муниципальных выборах в ноябре 2002 года в Далласе избиратели обнаружили, что, сколько бы они ни пытались нажать кнопку, соответствующую кандидату от демократов, на экране неизменно высвечивалось имя республиканского кандидата. Есть еще одно “но” - электронные карты, необходимые для участия в голосовании. Приблизительная стоимость такой карты составит порядка 4 долларов. Пока ЦИК уверяет, что экспериментальное электронное голосование пройдет полностью за счет бюджетных средств. Кроме того, депутатам пообещали найти финансирование на прозрачные урны. Вообще, в стенах парламента оказалось не так уж много законопроектов, на которых можно было бы заработать какие-либо политические дивиденды: Земельный кодекс, Закон “О СМИ”, проблема усыновления казахстанских детей иностранцами и вот теперь проект закона о выборах. И многие реальные и потенциальные избранники народа попросту не упустили возможность создать себе или своим партиям рекламу, столь необходимую в преддверии парламентской избирательной гонки. Неудивительно, что все те, кто собирался в этой игре участвовать, ожесточенно ломали копья за ту или иную поправку, пытаясь обеспечить для себя максимум политических преференций, будь то правительство или политические партии.
|