Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Послание, имеющее силу закона Вячеслав Щекунских Сегодня президент Назарбаев обратится с ежегодным посланием народу Казахстана. Основная часть послания посвящена расширению значимости социальных программ по здравоохранению и образованию в РК - в отличие от предыдущих приоритетов, посвященных либерализации экономики, безопасности, демократизации общества. Пока же мы подводим итоги того, что уже сделано по прошлогоднему посланию Уже сейчас начались подвижки в диверсификации экономики от сырьевой к перерабатывающей. Минеральное сырье, которым богат Казахстан, является невозобновляемым ресурсом, и месторождения со временем истощаются. Это может привести в будущем к потере экономической независимости, а затем - и политической. Поэтому правительство разработало Программу индустриально-инновационного развития до 2015 года.
| Завтрашний электорат |
Основная цель программы - создание предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. В этом отношении значительный потенциал по созданию таких производств имеют черная и цветная металлургия страны, переработка сырья, в том числе сельскохозяйственного. Правда, пока не пересмотрены подходы к научной и инновационной практике. Реформа науки должна коснуться не только структурных преобразований, но и объемов ее финансирования. Пока этот вопрос, кажется, не решен - объем государственного финансирования научных и прикладных исследований должен быть повышен. Но уже сейчас в целях реализации Программы индустриально-инновационного развития создана система институтов развития - Инновационный и Инвестиционный фонды, Корпорация по страхованию экспорта, Банк развития Казахстана. В их числе - и действующий Национальный фонд, выполняющий сберегательную и стабилизирующую функции. Банк развития Казахстана уже начал свою деятельность по кредитованию отечественных предприятий, работающих в несырьевом секторе экономики. Его задача - способствовать развитию обрабатывающей промышленности и производственной инфраструктуры. Государственные институты развития не будут замещать или вытеснять рынок, а станут движущей силой конкурентоспособной экономики, вовлекут частные предприятия в инновационные процессы на принципах партнерства. Казахстан последовательно движется к открытому обществу по принципу: сначала экономика, потом политика. Теперь достижения в экономике и государственном строительстве позволяют более глубоко сосредоточиться на вопросах дальнейшей либерализации политической системы. В частности, президент высказался за децентрализацию власти. Можно сказать, что это и было сделано: дано больше полномочий местным органам самоуправления - маслихатам. Как только завершится работа по определению полномочий уровней управления и их финансового обеспечения, логическим завершением этого процесса будет расширение практики выборности глав местных исполнительных органов. Но при этом всегда надо отдавать себе отчет в том, что ни одна страна не достигла совершенства в государственном и политическом устройстве, никто не построил идеальных межбюджетных отношений. Даже у развитых цивилизованных стран этапы либерализации и децентрализации сменяются резким усилением роли государства и централизацией: все зависит от конкретно-исторических условий и объективности этапов развития. Внешнеполитическая сфера, определившая приоритетом отношения с соседями по СНГ, “четверкой”, тоже хоть и медленно раскрывает возможности интеграции. В большей степени это касается отношений с Российской Федерацией. В 2004 году был проведен Год Казахстана в России. Несмотря на ожидания, что все ограничится фестивалями и гала-концертами, наметились неплохие ориентиры, на которые будут ориентироваться обе страны. И это не только и не столько экономическое сотрудничество. Главное - возвращение к историческим связям. Теперь, после многих лет обращений взора то на Запад, то на Восток, Казахстан явно определил своего стратегического партнера - Россию. Социальная сфера, последние годы занимающая приоритетные позиции, также была отражена в прошлогоднем послании. У страны появились и возможности для установления более справедливой шкалы пенсий с учетом трудового вклада каждого пенсионера, стажа его работы, заработной платы, с которой он ушел на пенсию. Это дало возможность повысить пенсии почти миллиону пенсионеров. Также не остались пустым звуком обещания увеличить зарплаты. В связи с продолжением активной социальной политики заработная плата работников бюджетной сферы увеличена в среднем на 20 процентов. В то же время, в рамках разрабатываемой новой системы оплаты труда, заработная плата государственных служащих также выросла. По словам президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, эти меры позволят улучшить благосостояние большинства казахстанцев с низкими доходами и станут важным фактором значительного сокращения безработицы. В предстоящие два года на нужды здравоохранения правительство выделяет дополнительно 30 миллиардов тенге, по 15 миллиардов ежегодно. Программа “Культурное наследие”, которой президент придает особое значение, уже запущена. Ведется работа по воссозданию историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории, особое внимание уделено развитию культурной среды нашей столицы. Практическое значение ее трудно переоценить. Пока нельзя сказать, что все положения прошлогоднего послания президента исполнены. Но ведь и 2004 год еще не закончен. Так что впереди еще и упрощенные налоговые механизмы, и развитие законодательной базы финансовых институтов, и закон “О СМИ”, и новые мероприятия по программе развития Астаны.
|