Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Меценаты на службе высокого искусства Ботагоз Сейдахметова Классика бессмертна и у нее нет конкурентов. Так совершенно справедливо считает директор Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая Куаныш Уразгалиев. Накануне 70-летнего юбилея театра это звучит особенно актуально. Ведь поздравлять юбиляра будут друзья из Большого театра Москвы, питерской Мариинки, Ташкентского театра имени Алишера Навои, Кыргызского театра оперы и балета, оперного театра из Турции, а также верные поклонники вечно молодого искусства под названием “Опера” и “Балет” Во всех городах Казахстана появились билборды компании “Самсунг-электроникс” с портретами артистов театра оперы и балета имени Абая. От себя добавим, что высокое искусство не нуждается в том виде рекламы, к которой уже привык неискушенный поклонник многочисленных “стрелок” и “блестящих” от эстрадного искусства.
|
Классике нужна классическая поддержка. Та, что исходит от сердца и отдается в душах музыкой и любовью. В наше время мы называем такую поддержку меркантильным словом “спонсорство”, а когда-то умные мужи почитали за честь поддержать своим кошельком искусство. И имена “савв морозовых” и “альфредов нобелей” остались в истории наравне с именами великих художников. Генеральному спонсору театра имени Абая “Самсунг-электроникс” больше подошло бы наименование “меценат”. Ибо никто из наших отечественных предпринимателей не захотел вкладывать свои деньги в “непопулярное” и трудноокупаемое искусство оперы и балета. Ведь меценатство больше ассоциируется собственно не с бизнесом и доходами, а скорее с благотворительностью (корень слова - творить - говорит сам за себя!). Бери больше - именно меценат, в его идеальном представлении, был обеспокоен созданием творческой среды, помогавшей и покровителям, и творцам делать общее культурное дело. Читай - народное! Впрочем, не хотим кривить душой. Опера и балет - искусство элитное, к нему не придешь с улицы и без специальной подготовки. Ленивых душой театр допускает к себе с неохотой. Ковбойские прикиды и кроссовки, уместные разве что на концертах заезжих эстрадных звезд, здесь глубоко оскорбительны. Опера и балет требуют к себе трепетного отношения, высокой внутренней культуры, интеллекта. “Я в зале не вижу представителей нашей казахстанской интеллигенции. Но радует, что приходит молодежь”, - говорит директор театра. Его слова подтвердили ведущие артисты театра: Султан Байсултанов - народный артист Казахстана и Куралай Саркытбаева - заслуженный деятель искусств Казахстана. История оперы начиналась ровно 400 лет назад. Но наш театр смог заявить о себе за этот небольшой в сущности срок - 70 лет. “У нас свыше 20 оперных спектаклей, и 15 балетных в текущем репертуаре, - говорит Куаныш Уразгалиев. - Это не каждому маститому театру по плечу - содержать такой репертуар. Это тяжелейшая работа всего коллектива. В этом нам помогают спонсоры, в частности “Самсунг-электроникс”. Построить такие спектакли, как “Фауст” или восстановить “Ер-Таргын”, “Курмангазы”, нужны колоссальные средства. Это и сценические костюмы, и декорации, реквизиты и многое другое”.
|