19 марта 2004
№ 11 (303)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Взгляд Андрея Губенко 

Бытовой героизм

Наш век скоростей и запредельных технологий, помимо всего прочего, принес и новый феномен - назовем его условно бытовым героизмом. Объясняя коротко: если наши предки подвиги, сопряженные с риском для жизни, совершали лишь изредка, перемежая походы продолжительными каникулами в деревне, то наш современный “поход” - повседневность, серые будни. Которые, несмотря на свою серость, однако, таят в себе множество ежечасных, ежеминутных опасностей. Мы смертельно рискуем, отдаваясь на произвол судьбы и доверяясь чужим людям и автоматике: летая на самолетах, покупая продукты в супермаркетах, даже просто переходя дорогу на оживленном перекрестке. Фокус в том, что мы как бы не замечаем этих опасностей: риск стал рутиной. На самом же деле расплачиваемся за это стрессами и неврозами. А то, что все мы - действительно эдакие бытовые герои, перманентно рискующие жизнью, бесстрастно подтверждает статистика. Аварий и катастроф, отравлений, инфарктов и терактов.
Самый “городской” город в Казахстане - Алматы - и самый опасный для жизни. Тем, кто здесь родился достаточно давно и прожил довольно, очевидно - пребывать в нем в последние годы стало намного дискомфортней. И две основных причины - экология и транспорт.
На улицах южной столицы - не продохнуть. Выхлопные газы, пробки, машины, которые не помещаются в улицы, и водители, которые не “помещаются” в правила дорожного движения. Последние - ну совсем никак.
А главное, когда городские власти пытаются навести здесь хоть какой-то порядок, они наталкиваются на ожесточенное сопротивление недовольных “ограничением свободы”. Как будто эти недовольные сами не ездят по перегруженным улицам и не дышат отравленным воздухом.
Самый свежий пример - бунт против обсуждаемого сейчас запрета на эксплуатацию так называемых праворульных авто. Бунт совершенно бессмысленный (как в хрестоматии), так как едва ли будет иметь последствия, да и вообще не имеет никакого логического объяснения. Кроме, разумеется, корысти “пострадавших”.

Во-первых, что бы там ни говорили, правый руль на самом деле источник повышенной опасности. И не только потому, что при обгоне водитель замечает пешехода, вынырнувшего невесть откуда, уже наехав на него. А еще и потому, что владельцами этих японских неликвидов - как правило, мощных джипов, но только по цене вдвое дешевле - являются далеко не асы с двадцатилетним стажем. А папенькины сынки и дочки, вчера севшие за руль по купленным правам, в одной руке у которых сигарета, а в другой “сотка”, и только где-то между ними - руль.
Во-вторых, не выдерживают критики и обвинения в адрес авторов инициативы насчет правового беспредела: мол машины-то были приобретены в соответствии со всеми законами, а теперь такой поворот. Да не было такого закона, чтоб ездить вопреки всем правилам безопасности дорожного движения! Просто в период экономического и социального хаоса - лет эдак двенадцать тому назад - сама собой родилась такая практика - устраивать хаос и на проезжей части. И никто этой самозародившейся практике не поставил шлагбаум. А теперь уже и не узнаешь, как звали этого “никто” и какое он занимал кресло (хотя узнать, признаться, хотелось бы).
В-третьих, совершенно понятна и мотивация “бунтарей”. По сути дела, полукриминальный бизнес этот - импорт подержанных праворульных “японок” - сравним с контрабандой. По прибыльности его в сравнении с легальным и почтенным импортом леворульных, правильных автомобилей.
Так что теперь, когда казахстанское общество стабилизировалось во всех других отношениях - в экономике, в политике - логично, что порядок потихоньку начинают наводить и на дорогах.
Имеется, здесь, конечно один нюанс: дальнейший импорт “праворулек” запретят, но как все-таки поступить с теми, кто уже ими обзавелся? Запретить вот так, рубанув с плеча, их эксплуатацию - все-таки слишком похоже на экспроприацию. Так и не надо этого делать. Есть известное выражение, что за все в этой жизни приходиться платить. Так не будет ли справедливо, если тот, кто решил когда-то сэкономить, поставив при этом под удар безопасность других людей - участников дорожного движения - компенсирует это сейчас? Например, платя больший налог или страховку - учитывая, что является тем самым источником повышенной опасности.
И напоследок. Благие намерения властей и раньше озвучивались не раз. Например, в обязательном порядке снабдить все автомобили катализаторами. Запретить транзит через город грузовиков. Ну и так далее. Цель у них была все та же - безопасность горожан, в данном случае, экологическая. Но довести задумки до логического финала так и не удалось: всякий раз инициативы встречали мощное лобби, которое не было заинтересовано в реформах.
Не хотелось, чтоб и нынешняя инициатива повторила их печальную судьбу. Риск, конечно, есть. Но для нас, как было замечено в начале, это дело привычное.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп