Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Мы пахали на вас. Теперь вы пашите на нас! Удивительный народ эти афроамериканцы! Ведь не знают они золотой середины. Либо дарят людям радость искрометной игры, становясь королями спорта или поп-музыки, либо опускаются на самое дно, в самом образе и названии которого слышится харкающий кашель больного общества - Харлем Видит Бог, не стремилась я в этот Харлем, больше известный нам как негритянский район Нью-Йорка - Гарлем. Его недобрая слава отводила в моем представлении место где-то на глухой окраине огромного мегаполиса. Поэтому, когда Интернет выдал мне номер в гостинице рядом с Центральным парком всего за $50 в сутки, я, недолго думая, забронировала его. Но едва миновав парк и подъезжая к гостинице, я сразу ощутила нездоровую атмосферу района и начала осознавать, что попала в печально знаменитый Гарлем. Какая-то с утра праздно шатающаяся прямо на проезжей части улицы публика. В основном молодежь и подростки, нагло заглядывающие сквозь стекла в салон автомобиля. Сопровождаемая скучающе-ощупывающими взглядами, оскорбительными репликами, я забежала в гостиницу и под первым же подвернувшимся предлогом отказалась от номера. “Куда-нибудь в приличный район, белый квартал!”, - бросила я другу. Это мне стоило уже $150 в сутки. Впрочем, на что сетовать в Нью-Йорке, этом огромном человеческом муравейнике, если даже в респектабельном Вашингтоне друзья советовали мне обходить стороной некоторые районы столицы. Нет, я не расистка! И цвет кожи не определяет склонность к криминалу. Просто есть непростая история США, где еще отцы-основатели страны отвели черному населению незавидное положение. Правда, потом были и отмена рабства, и уравнивание в гражданских правах и свободах, но, как часто бывает, даже благие намерения приводят совсем не к благим делам. Об этом я беседую с ведущим сотрудником “The Heritage Foundation” (г.Вашингтон) Робертом Ректором - признанным экспертом по социальным болезням США. Он провел обширные исследования по экономической цене социальных программ и их роли в подрыве семьи. - Что плохого в том, что государство решило помогать матерям-одиночкам содержать детей? - Да, в свое время были назначены щедрые подачки, и в ответ сразу же поползла вверх статистика разводов и внебрачных детей. Зачастую выгодней оказалось жить на социальные пособия на детей, чем на низкую зарплату мужа. Но для этого мать должна быть одиночкой, что провоцировало разрывы брачных уз. К тому же мы, белые американцы, внесли свою лепту в распространенность этого явления именно среди афроамериканцев. Во времена рабства на американском юге хозяева запросто могли продать или обменять одного из супругов. Постепенно одинокая мать превращалась в обычное, поневоле терпимое явление, подрывая вековые семейные традиции. Р.Ректор убежден, что для борьбы с бедностью и преступностью нужно в первую очередь укрепить брак и снизить зависимость от государственных пособий. Он автор книги “7,4 триллиона долларов, которые США впустую потратили на борьбу с бедностью”. Сыграл главную роль в разработке реформы социального обеспечения с ужесточением условий государственной поддержки, которая была принята в 1996 году. Власти Америки всерьез обеспокоены наследием прошлого. Но насколько я заметила, они из одной крайности ударились в другую. В 1970-х годах в США была объявлена политика по искоренению всех форм дискриминации, получившая название Affirmative Action. В русле этой политики при приеме на работу, в университеты и т.д. при прочих равных условиях предпочтение стали отдавать афроамериканцам, тем самым как бы заглаживая позорную историю рабства в США. Но, как обычно, находятся и такие, кто превратно истолковывает эту политику и свое отвращение к труду оправдывает лозунгом: “Мы пахали на вас сотни лет. Теперь вы пашите на нас!” Доходит до того, что популистски настроенные лидеры черного населения ради политических очков поднимают вопрос о выплате компенсаций всем неграм США, коих ныне 35 миллионов, за то, что их предки когда-то были рабами. При этом ссылаются на пример выплаты возмещений жертвам еврейского геноцида. По этому поводу в стране развернулись жесткие баталии. Особенно резко настроены против идеи компенсаций жители глубинок страны. Глава одной из таких семей Эрик Смит (штат Юта) у себя на кухне эмоционально обосновывал мне свои позиции: - Во-первых, у черных сегодня существует немало привилегий, например, при поступлении в колледж, получении стипендии и т.д., что, по сути, является компенсацией. Это начинает вызывать недовольство белых американцев. Ведь получается, что по цвету кожи дискриминируют теперь уже нас. Во-вторых, большая часть белых, живущих ныне в Америке, является потомками иммигрантов, приехавших на континент уже после 1865 года, когда рабство было отменено. И, в-третьих, это еще вопрос, кто кому должен заплатить. Вместо того чтобы требовать компенсаций, черные американцы должны быть благодарны за то, что их предков когда-то завезли сюда. Иначе они были бы сегодня не гражданами самой благополучной страны мира, а умирали бы от голода где-нибудь в Эфиопии, - подытоживает Эрик. Справедливости ради надо отметить, что и многие афроамериканцы против этой идеи. Они понимают, что компенсации могут вызвать необратимые изменения в сознании жителей страны и взорвать целостность общества. Каждое утро на работе меня встречала шоколадно-кремовая мордашка секретарши офиса Фриды Уоррен. Мы обнимались, чмокались, а в обеденный перерыв болтали обо всем. “Я как черный житель США говорю: если вы можете назвать нашу страну своей, то это уже многого стоит. В конце концов, вы американец, а не африканец. Мне этой компенсации вполне достаточно”. И с этим трудно не согласиться. Гульнара Нугман
|