20 февраля 2004
№ 07 (299)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Люди 

Все единственное

Галина Галкина

Три года назад, 10 февраля, ушел из жизни большой поэт - Жараскан Абдрашев. Умирал он на руках своего младшего сына Жанибека. Юноша держал за руку отца, который за полчаса до последнего вздоха передал ему свои наставления детям и близким. Он сказал: “Старшему сыну (Рустему) передай, что меркантильные дела, зарабатывание денег - все это, конечно, нужно, но жизнь настолько коротка... Пусть Рустем делает то, что после него может остаться. Пусть занимается своим творчеством, кино - несмотря ни на что”

После смерти Жараскана Абдрашева сыновья и супруга выпустили его последнюю книгу “Кулпытас” - “Обелиск”.
Старший сын Рустем, разбирая рукописи отца, нашел поэму “Каладан келген кыз” - о первой любви аульского мальчика к городской девочке. Пионерская советская инквизиция разбила беззащитную, чистую любовь в пух и прах. Рустем, по профессии художник кино, решил сделать фильм по поэме отца.
Прошел год, фильм “Остров Возрождения” готов, он находится в финальной стадии производства.

В съемках фильма Рустему Абдрашеву все время везло. Сегодня, спустя год, ему даже не верится, что все получилось. Разумеется, были проблемы.
- Кинопроизводство - дорогое удовольствие. Проект - совершенно некоммерческий, больше авторский. Благо, что он выиграл тендер, объявленный Министерством культуры. Как у нас говорят, “кино снимается не благодаря, а вопреки обстоятельствам”. Все трудные моменты забылись, осталось в памяти только хорошее. Наш замысел притягивал хороших людей, нам сопутствовали обстоятельства. Когда мы снимали эпизод в труднопроходимых песках, к месту съемки добрался тяжелый военный самосвал, на котором было загружено световое оборудование. Большое количество съемочной техники осталось у барханов, не добравшись до места. Вдруг я подумал: какой огромной силы была эта детская любовь сорок лет назад, что много лет спустя она запустила и двинула весь этот механизм - целая армия людей и техники ожила и зашевелилась. Вдруг сошлись все компоненты и заработали, чтобы воссоздать образ любви двух детей. Какой чистой и настоящей должна была быть эта любовь!
- Поэма Жараскана Абдрашева биографична?
- Это элегия-воспоминание. Мне было интересно исследовать, как в отце, тогда ребенке, родился поэт. Он пережил любовь, которой не суждено было состояться. Мальчик покидает родное село, школу, друзей, первую любовь. Покидает свое детство, тот рай, называемый детством. Вынужденно предает свою первую любовь. Для ребенка это была трагедия, но мне кажется, что именно происшедшее - первое предательство, пережитая боль - и сопутствовало рождению поэта, настоящего человека. То место, где родился отец, поселок Акшатау в 300 километрах от Аральска, с его богатством языка, традиций, красотой природы, не могло не воздействовать на душу ребенка. Но для сельского мальчика встреча с городской девочкой - это столкновение двух культур, двух цивилизаций, двух миров. Мы не продолжили историю, рассказали только ее начало.
- Как справился с ролью юный актер Темиржан Данияров?
- По сценарию герой уезжает из села и очень тяжело расстается со всем, что его окружает. Я сказал Темиржану: “Тебе завтра надо будет плакать”. На следующий день он на самом деле без остановки плакал, уже кончились съемки, а Темиржан не может унять слезы, пытаюсь его успокоить, а он говорит: “У меня такое ощущение, что когда-то я на самом деле уезжал отсюда и не попрощался с друзьями, мне было совестно и тяжело”. Так ребенок пропустил через себя роль. Как будто тот реальный мальчик из прошлого рыдал, расставаясь с близкими.
Сын Рустема Абдрашева Абулхаир озвучивал роль мальчика, потому что за год монтажа фильма у Темиржана начал ломаться голос.
- Абулхаир был расстроен, что не он снимался в фильме: “Папа, я же от плоти и крови моего дедушки, я его видел, знаю”. Но нужен был типаж аульного мальчика, которого мы и нашли, даже внешне Темиржан Данияров очень походит на отца в детстве. Когда он пришел на пробы, я был просто потрясен: заходит отец, только совсем молодой. Сын немного был утешен тем, что герой получил его голос.
Роль девочки исполнила Жанель Макажанова, алматинская школьница. Как и многие, она пришла на кастинг. Сначала девушка не привлекла внимания режиссера. Внешне скромная, не обладающая “сверхъестественной” красотой, она оказалась наиболее органичной из всех претенденток.
- В ней было что-то настоящее, в глазах - читалась судьба. На площадке она просто расцвела.
В фильме звучат стихи Жараскана Абдрашева. Перевод сделала Татьяна Васильченко. Подстрочник писали вместе, через неделю Татьяна принесла свои первые переводы. По мнению Рустема, она “попала в десятку”.
- Это последние стихи отца, которые раньше не были переведены. Раздавались упреки со стороны киношников, что много стихов в фильме. Но как рассказать историю поэта, чтобы не звучали его стихотворные строки? Я попытался сломать стереотип, что кино должно быть немногословным, больше изобразительным. Хотелось, чтобы фильм дошел не только до казахскоязычной аудитории, но и до русскоязычной. Я использовал голос отца, а потом шел перевод. Было огромное желание, чтобы тембр голоса живого поэта сохранился.
Съемки велись на Балхаше, в поселке Куйган. В Приаралье, где родился Жараскан Абдрашев, не осталось уже ни кораблей, ни моря, прежней Сырдарьи, поселков. Кто-то из родственников сказал, что в 50-е годы много людей из Приаралья уехали на Балхаш - поднимать рыбные промыслы. Там есть рыбацкий поселок, в том месте, где река Или впадает в Балхаш.
- Я был удивлен, что сохранился такой поселок, где рыбаки живут в тех же мазанках, которые были построены до войны. Внутри этих мазанок стоят телевизоры, современные магнитофоны. Рыбаки никогда не жили плохо, потому что море имеет свойство одаривать своим богатством. Они встают в пять утра и в обед возвращаются с уловом. Там мы и вели съемки. В районе поселка Узунагач сохранилась школа, нашли старые парты, за которыми учились еще наши родители.
В фильме участвовали дети - герои, их друзья, одноклассники, - за ними нужно было присматривать. Поэтому Рустем взял на съемки свою супругу Анель.
- Моя мама тревожилась: как я не боюсь брать чужих детей за 500 километров от города. Нужно было обеспечить их безопасность, обучать в школе на время съемок, следить за их здоровьем. Моя супруга изъявила желание быть медиком, воспитателем на съемочной площадке, с чем неплохо справилась в итоге. Наши дети Инкара и Абулхаир снялись в эпизодах.
- Фильм завершен, какие ощущения сегодня?
- Кажется, что отторглась часть тела: и больно, и хорошо, бросает и в жар и в холод. Странное ощущение, что эта отошедшая часть живет уже своей жизнью. У отца в стихах есть такое: “Надо время от времени возвращаться в школу, как в Мекку, там, где первая любовь, первая дружба - все самое сокровенное”. В начале фильма звучат его стихи: “С детством встретишься только раз, не смекнешь, как его вернуть. Твоей юности только раз суждено алмазом блеснуть. В нежной зелени только раз улыбнется твоя весна. Осень выстудит только раз, улетит как птица она. От большой любви только раз воспаришь, или камнем вниз. От родной земли только раз на чужбину уйдешь - и нищ. Пусть желаниями ты томим. Честь храни, не будет другой. И единственным сердцем своим все единственное воспой...”

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп