6 февраля 2004
№ 05 (297)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

КАК СТАТЬ КАЖЫ
Тауаф

Талгат-кажы Калиев

Паломничество казахстанских мусульман к святыням ислама продолжается. С каждым днем все больше приходится убеждаться в сложности отправления правоверным определенного пророком пятого долга

После двухдневного отдыха начался обряд большого хаджа. Он стартовал у подножья горы Мина. Паломники распределились в специально разбитом на нескольких десятках квадратных километрах палаточном лагере. Здесь, в полевых условиях, предстояло провести пару суток.
Еще по прибытии в страну министерством хаджа все паломники были разбиты по группам, определяющим принадлежность к соответствующей зоне. На нашей тридцать третьей зоне, помимо казахстанцев, обитали и представители других стран. Среди них много оказалось и представителей постсоветских республик. Помимо них свои знамена развесили американцы, французы, немцы и даже делегация с крохотного острова Фиджи. Все это подчеркивало необъятную географию ислама.

Лагерь паломников у горы Мина

Жаркие дни и весьма прохладные даже для закаленных казахстанцев ночи стали первыми в череде испытаний. Но усталость давала о себе знать, поэтому по ночам, невзирая на холод, все спали как убитые. Надвигался священный день стояния на горе Арафат.
В преддверии этого опытные имамы были настороже. Как потом мне объяснил один товарищ, в канун этого дня шайтан и предавшиеся его власти джинны особенно лютуют. Действительно, у некоторых обитателей лагеря, к счастью, не из числа наших сограждан, вдруг проявились острые психические расстройства. В этом случае принято изгонять джиннов, читая священную суру “Яссы”. Однако изгонять джиннов берется не каждый, потому что они могут оказать противодействие, и если хоть у одного из окружающих больного сдадут нервы, то ситуация только усугубится.
Кстати, раньше один сотрудник алматинской психиатрической больницы рассказывал, как метавшаяся в беспамятстве женщина вдруг поднялась и заговорила необычайно грозным мужским голосом. Примерно так и проявляют себя джинны - попробуй не растеряться. Но к утру все успокоилось. Наступил День стояния на горе Арафат.
По преданию, именно на этой горе провели первое время земной жизни Адам и Ева. Хотя до райских кущ этой местности, наверное, далеко, но по сравнению с другими уголками земли она может претендовать на явное лидерство.
Великолепный ландшафт и необычайно низкое, поражающее своей голубизной небо, на котором, как говорят местные, не бывает ни единого облачка, дарят покой и умиротворенность. В этот день все внимание Всевышнего и его ангелов сосредоточено на этой горе. Поэтому все обращаются к Создателю с молитвами и мольбами. Говорят, что в этот день исполняются любые загаданные на этой горе желания. Вечером же, по завету пророка, все выдвинулись в долину Мусдафила, где предписано совершать вечерний намаз. Здесь же и собирают камни для завтрашнего противоборства с шайтаном. Собрав камни, люди устраиваются спать под открытым небом, чтобы подарить себе оставшиеся пару часов сна. Спартанские условия уже абсолютно никого не смущают. Утром выдвигаемся в свой лагерь на Мине, палатка в котором вдруг начинает представляться весьма комфортной и уютной.
Оставив вещи, делегация паломников пешим порядком совершает марш-бросок до места шайтанов. В первый день праздника Курбан-айт необходимо бросить семь камней в самую большую из трех статуй шайтанов. По преданию, именно на этом месте решившего за отсутствием иных возможностей принести в жертву Всевышнему собственного сына апостола Исрафила встретил шайтан, пытавшийся отговорить его от жертвоприношения. В ответ правоверный бросил в него камень. Потом встретился другой и третий, которых постигла та же участь. Как известно, результатом истории стал спустившийся с неба барашек, заменивший на алтаре мальчика.
Однако борьба с шайтаном оказалось делом не только не простым, но и трагичным. Толпа в несколько миллионов человек, единых в желании поквитаться с нечистым, была неописуемо грозной. Попавший в нее человек оказывался попросту парализован всеобщей инерцией и при всем желании не может ей сопротивляться. И хотя, к счастью, мне не пришлось через кого-либо переступать, выбравшись из человеческой лавины, я наблюдал около сорока сложенных рядом, наверное, уже безжизненных тел.
Следует отдать должное мужеству наших соотечественников, которые самоотверженно вытаскивали из толпы друг друга. Благодаря чему все благополучно вернулись в лагерь.
Как стало известно уже вечером, в этот день погибло более 250 участников, но, слава Аллаху, казахстанцев среди них не было. Кто был виной трагедии, судить сложно, может быть, действительно происки нечистого, чей-то фанатизм или же провокации желающих дискредитации ислама сил. Но уже к вечеру казахстанские организаторы, посовещавшись, приняли решение не искушать судьбу и на следующий день отправить десять наиболее физически крепких парней, которым все оставшиеся передадут камни. Правда, по-видимому, власти страны тоже проанализировали недочеты, и на следующий день мероприятие прошло спокойно и без эксцессов.
Последние ритуалы большого хаджа - выход из ихрама и тауаф. Снова стрижка волос и возвращение в привычные одеяния.
То ли в силу последних испытаний, то ли в силу жаркой погоды, но заключительный обход вокруг Каабы показался еще сложнее. Тем более что к этому времени я узнал, что кульминация - пробраться к замурованному в угол святыни метеориту и просунув голову внутрь углубления, загадать желание. Но это оказалось невозможным - огромные негры попросту поднимали мои восемьдесят три килограмма как пушинку и убирали на своем пути к космическому телу.
Вконец изможденный, я добрался лишь до двери Каабы, выполнил необходимые семь кругов и направился к скале Сафа. Здесь я сделал открытие, что скалы Сафа и Маруа существуют и по сей день, а длинный коридор - это всего лишь мост, оба этажа которого заполнены паломниками до предела.
Выполнив заключительный тауаф, дающий право называться кажы, я не отказался от намерения добраться до метеорита и предпринял ночную вылазку в мечеть Аль-Харам.
Не верьте тому, кто станет утверждать, что ночью в Мекке спят. Огромная территория главной мечети освещается, как днем, и так же, как и днем, паломники против часовой стрелки двигаются вокруг Каабы. Но на сей раз мне действительно повезло: преодолев противодействие толпы, голову в сердцевину Черного Камня я все же просунул. Но времени до того момента, пока десятки рук меня оттуда вытащили, прошло настолько ничтожно мало, что не только желание загадать, а даже моргнуть показалось роскошью. Но цель достигнута, и приняв участие в утреннем намазе, я прощаюсь с главной мусульманской святыней.
Признаться, момент был волнительный - за эти дни я так привык, что прощание оказалось тяжелым.
Говорят, что Каабу, считающуюся Домом Аллаха, построил лично Адам. С тех пор ее реконструировали дважды, первый раз - при участии самого пророка. Тогда и было принято решение заменить материю - кисву на святыне. По истечении времени вновь был поднят вопрос о новой кисве, и тогда было решено повесить новую поверх старой. Спустя время появилась угроза разрушения Каабы под грузом накопившихся слоев ткани, и тогда старая ткань была полностью снята. Теперь кисву меняют ежегодно, шьют ее на специальной фабрике, где золотыми нитями прошивается каждый узор.
Так и стоит огромная Кааба как символ единобожия -величественная, незыблемая и вечная. А всяк покидающий ее вспоминает восточную истину: “Движение во Вселенной остановится лишь по прекращении движения вокруг Каабы”.
Все - позади Мекка, лагери паломников, главная мечеть мира Масджид-аль-Харам, жертвоприношение. Кстати, жертвоприношение можно сделать лично, а можно просто передать сто долларов на барашка. С табличкой от вашего имени жертвенное мясо будет направлено в бедные страны. Правда, нам тоже передали по несколько килограммов на праздничный стол. В связи с чем наш этаж оперативно приобрел кастрюлю и изготовил бесбармак. Блюдо ждали до часу ночи, и, несмотря на некоторую недоваренность и пересоленность, после пресного арабского пайка всем показалось, что это было самым вкусным блюдом в жизни. Впереди почти полутысячекилометровое путешествие на автобусах в Медину, к могиле пророка Мухаммеда. Но об этом в следующем репортаже.

Алматы - Мекка - Медина
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп