Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Голос и тело Флюра Мусина Недавно завершился семинар по технике физического театра - очередная инициатива Британского Совета в области современного искусства. В течение недели в новом балетном зале Академии искусств имени Жургенова собирались студенты и известные танцовщики и хореографы, а вместе с ними и драматические актеры и наш единственный казахстанский мим Сергей Червяков - словом, все те, кому интересны новейшие течения в области пластического театра и импровизации, для того, чтобы, отбросив все предрассудки и наработанные шаблоны, попытаться еще раз уяснить себе - что же это такое физический театр и чем он отличается от театра драматического, с одной стороны, и от танца - с другой? Или все же это микс, смешение жанров и не более того, два в одном, так сказать?
|
Семинар, который назывался “Голос и тело”, проводили руководитель популярного сегодня в Англии театра “Вулкан”, актриса и режиссер Ферн Смит и хореограф того же театра Джилл Лайон - Скажите, Ферн, вы готовили себя к сценической деятельности как актриса, как певица или как танцовщица? - Мне трудно сказать, готовила ли я себя к сценической деятельности вообще каким-либо определенным способом. Мне кажется, желание играть было продиктовано не столько желанием показать себя публике, представить ей что-то, а скорее необходимостью понять себя, исследовать свою душу и тело и совершить это путешествие в глубину своего внутреннего космоса. Конечно же, когда я сталкивалась с необходимостью развить какие-то определенные способности, например, голос или пластику тела, я брала уроки по вокалу и танцу, но я не считаю себя певицей или танцовщицей, я актриса, а прежде всего человек, и мне интересно, что я из себя как человек представляю, когда слушаю только свое тело. - Что значит - слушать свое тело? - Наше тело имеет глубинный опыт, оно гораздо мудрее, чем мы привыкли думать. Иногда наше тело знает, на что способен человек, но наш разум - самый худший критик, говорит: не делай этого, ты не тот, кто мог бы это сделать. Наше тело - это наши эмоции, это природные импульсы, которые говорят нам о многом. Примером тому могут служить наши действия, которые мы совершаем в минуты опасности, экстрима: тогда нет времени думать, и мы действуем, доверяясь телу, а не разуму, в итоге совершая то, на что никогда бы не решились, подумав предварительно: а по силам ли мне это? - Существуют ли особые упражнения, для того чтобы научиться слушать свое тело? - Первое, о чем мы просим участников семинара, это отключить сотовые телефоны и постараться выкинуть из головы все проблемы, которыми занят наш мозг. Затем мы поем все вместе песню, которую разучиваем сразу же, в ней важны не слова, а ритм и чувство единения и контакта, которые возникают в группе. Очень важно, чтобы возникла доверительная обстановка, и мы не прячемся за какой-либо методикой, мы пытаемся развить и освободить в людях их творческие возможности. Одни задания посвящены тому, чтобы развить голосовые данные, другие - для навыков телодвижения. Но вкупе все это нацелено на то, чтобы у человека возникло чувство внутренней свободы и высвободилась его природная креативность. И, как следствие, происходит следующее: человек, который умеет слушать свое внутреннее “я”, может слушать и понимать импульсы, исходящие от другого человека. Так, мы даем задание на понимание и конфликт, когда нужно установить невербальный контакт, понимать и отвечать друг другу, не объясняясь словами, но чувствуя импульсы, исходящие от другого. - Но если театр будет выглядеть так, то кто же останется в зрителях? Все станут выражать свою креативность на сцене! - Ну и прекрасно! Театр рассчитан прежде всего на творческое соучастие зрителя. Обмен идет не только между теми, кто на сцене, но и между зрителями. Поэтому деление здесь весьма условно, и в современных театрах уже давно нет театральной рампы, отделяющей зрителей от артистов. Слово настолько дискредитировало себя, что мало кто сегодня верит словам. И даже когда мы за основу берем тексты Шекспира, как в спектакле “Макбет”, то главный смысловой посыл идет не через слово, а через физическое действие, оно точнее. Театр “Вулкан”, который существует уже около 15 лет, имеет сегодня в текущем репертуаре два десятка спектаклей. И хотя театр на гастроли к нам не приехал, мне удалось посмотреть видеозаписи многих постановок. Увиденное впечатляло необузданностью страстей, не представляемых, а действительно переживаемых, настоящий вулкан эмоций, выражаемых и телом, и голосом. Остается только сказать, что новое - это хорошо забытое старое. Уж очень все это напоминает биофизический театр Мейерхольда с его культом идеального актера, в совершенстве владеющего своим физическим и психическим аппаратом, голосом, телом и внутренней энергией, что, впрочем, просто еще раз доказывает, что существуют законы Природы, работающие независимо от того, успел их открыть и осмыслить Человек, или еще нет.
|