23 января 2004
№ 03 (295)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Тема 

Скажи, караванщик,
а будет вода?

В такой стране, как Казахстан - с сухим, аридным климатом - это первый вопрос, которым задаешься в связи с грядущим потеплением. Согласно данным ПРООН, Казахстан относится к странам, где уровень обеспечения населения водой приближается к 1 тыс. куб. метров в год, что является минимальным уровнем обеспечения и уже серьезно влияет на экономическое развитие страны. Общие запасы пресной воды в Казахстане оцениваются в 539 куб. км. При этом лишь 56 процентов стока рек формируется на территории республики, что делает Казахстан крайне зависимым от действий сопредельных государств

Сопоставление оценок объемов речного стока свидетельствует, что за 20 последних лет суммарный речной сток республики уменьшился на 25,3 куб. км.
Среди стран СНГ Казахстан занимает последнее место по уровню водообеспечения. Основной дефицит воды испытывают промышленно развитые центральный и северный регионы. В основных нефтедобывающих областях - Мангистауской, Атырауской, Кызылординской и Актюбинской - пресная вода практически отсутствует. Потребление некачественной воды также существенно влияет на здоровье населения страны. 80 процентов заболеваний так или иначе связано с низким качеством воды.
Кроме этого, считают эксперты, необходимо до 2010 года привести в соответствие цену поставки воды с ее рыночной стоимостью. Таким образом, цена 1 куб.м воды должна составлять не менее 100 тенге против 30-60 тенге на сегодняшний день.
Комментирует Жарас Такенов, руководитель отдела экологии и устойчивого развития Программы развития ООН.
- Насколько хватит наших ледников?
- Если дальше пойдет такими темпами, то не так уж и надолго. Мы начали недавно обращать внимание на эту проблему, поэтому точных данных нет.
Если говорить об источниках питьевой воды, то Казахстан стоит на последнем месте в СНГ. Республика получает воду извне на 50 % - это Урал, Иртыш. Свою воду мы собираем с ледников - это Или. И здесь перспектива плохая не только для Казахстана.
- Можно сказать, что над некоторыми регионами Казахстана температура будет подниматься активнее, чем в других странах СНГ?
- Только в том случае, если это связано с гидроресурсами. Например, построили Капчагайскую ГЭС, а уровень воды стал ниже. В результате температура на один градус поднялась. Это очень повлияло на нерест. Что же касается воздушных масс, то трудно сказать, что где-то будет особенно тепло. Все, что связано с биоразнообразием - может быть локализовано. А вопросы воздушного загрязнения изначально трансграничны.
- Из всего этого можно сделать вывод, что и демографическая ситуация сильно изменится - люди селятся у водных источников, прежде всего пресных.
- Естественно. Аральская проблема показательна. И это связано не только с питьевой водой - это и занятость населения. Все рыбаки оттуда уехали, кроме того, там был морфлот, транспортная магистраль. Численность населения в регионе резко упала. Все, кто мог, выехали. То же самое ждет и другие регионы.
- Пустынных земель станет больше...
В Казахстане пустыня и степь являются нормальными экосистемами. Правильнее говорить об опустынивании. В частности, 60 % земель, которые можно использовать как пахотные, подвержены опустыниванию. Здесь как раз и кроется опасность. И это касается не только регионов, близких к пустыне - в опасности и горы, и предгорья. Скажем, вырубка лесов автоматически влияет на водосбор - речка может высохнуть. И из-за того, что нет водосбора, начинаются оползни, деградирует гумусный слой, в конце концов мы имеем опустыненные участки.
Водно-болотные угодья используются не только для питья и не только людьми. Вода - это еще и место линьки животных, нереста рыб, пролета птиц. Казахстан находится на интенсивном пути миграции - каждые полгода через нашу территорию пролетает порядка 50 миллионов птиц. Мы находимся на пути миграции птиц из Сибири в Восточную Африку, из Средней Азии в Индию... И если пропадет эта гавань, для птиц будут глобальные последствия.

Деньги - на ветер!
- Грубо говоря, проблема экологии у нас сводится к проблеме управления окружающей средой, - считает Жарас Такенов. - При определенных условиях можно было бы многого избежать. Например, у нас лицензию на использование водного источника дает одно министерство, мониторинг и контроль проводит другое, сборы за воду собирают местные власти. Естественно, без интеграции при семи няньках дитя будет без глаза. И если мы входим в рыночную экономику, тарифы за воду, электроэнергию должны быть реальными. Если мы говорим, что через 20 лет энергосистема рухнет, то нужны средства на ее восстановление. И здесь вопрос не столько экономики, сколько выживания. То же касается воды. Она должна стоить денег. Естественно, это должно зависеть от региона, от того, кто поставляет, но цена должна быть такой, чтобы можно было контролировать ситуацию с водой.
Что может сделать Казахстан как страна, активно производящая парниковые газы (мы занимаем 23-е место в мире по количеству парниковых газов на душу населения)? Здесь мы можем только идти по пути возобновляемых источников энергии. Казахстан просто обязан это делать, поскольку подписал конвенцию по изменению климата и активно работает по Киотскому протоколу.
В ближайшие 20-30 лет вся наша энергосистема, основанная на сжигании угля и уже сейчас устаревшая, должна будет уйти. То оборудование, которое мы начали использовать еще при Союзе, нужно заменять. Тогда и появится необходимость обратить внимание на возобновляемые источники. И здесь использование энергии ветра наиболее выгодно. В наших степях его теоретически много. А коммерческую сторону вопроса никто не выяснял. Только в Чиликском коридоре и в Джунгарских воротах проводились исследования - стояли специальные мачты и на высоте 20-30 метров производились замеры. В этих местах мы точно знаем, какую станцию нужно построить, какие у нее будут возможности.
Сейчас у ПРООН два проекта, связанные с глобальным потеплением. Первый - пятимегаваттная ветроэлектростанция в Джунгарских воротах. Второй - по улучшению энергоэффективности. В частности, в Алматы выбран участок, где производство, поставка и потребление тепла будут тесно связаны. Там будет установлено оборудование для контроля тепла и горячей воды. Чтобы люди могли сами решать, сколько им нужно воды и тепла. Это даст им возможность платить меньше даже при возросших тарифах. В проекте создание специальных энергосервисных компаний, которые будут этим заниматься - устанавливать приборы учета и регулирования. В ходе проекта и будет выяснено, во сколько это обойдется потребителю.

Вячеслав Щекунских
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп