Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Дуреют Не по-детски Анна Шелепова
В одной частной школе старшеклассник во время урока разделся до трусов и выбросился из окна. На попытки учителей остановить пацана, он заявил: “Не лезьте!”, и обругал их отборным матом. Позже у “героя” появились последователи. Учителя уволились. Испугались. И страх преподавателей обоснован - по данным медиков каждый четырнадцатый ученик страдает психическими отклонениями! Национальный центр проблем формирования здорового образа жизни и департамент образования огласили результаты медобследования учеников: за последние три года болезни нервной системы у школьников увеличились на 2-3 процента. Школьники режут вены, вешаются, вымогают деньги, заставляют “салаг” обворовывать магазины и киоски. Мальчики и девочки доводят до инфаркта учителей, пьют водку, курят травку, и при этом они - невротики и психотики.
|
Что делать? Чиновники и медики разработали программу психологического спасения учеников. В начале прошлого учебного года в пяти пилотных школах Алматы она была запущена. К концу учебного года, в мае разработчики программы рассчитывают получить “шелковых ребят”. Но в их радужные прогнозы верится с трудом. Одна такая экспериментальная школа уже лишилась психолога. Он просто не выдержал работы с детьми-психами и уволился. В отделе по делам несовершеннолетних ГУВД Алматы нам рассказали, что почти в каждом классе кто-то из детей становится жертвой психологического террора или физического насилия. Был такой случай. В школьном туалете подрались две отличницы. Причина? Одна про другую распускала сплетни, вот та и решила выяснить отношения... сначала “опустила” сверстницу, поставив на колени в туалете, а затем избила так, что девочка попала в больницу. Когда об этом инциденте узнали родители школьниц, не поверили. Причитали: “Да они же активистки, во все кружки ходят!” А вот еще один свежий пример: школьники забрались на крышу многоэтажки. Выпили там водки, и кому-то из мальчишек пришла в голову идея тут же изнасиловать свою одноклассницу... Словом, хорошая учеба не мешает современным недорослям убивать, насиловать друг друга. Ужасы школьной жизни - реальность. Можно ли избавиться от них той программой, которую собираются внедрять в наших школах? Психологи говорят, что они не станут менять общество в целом, и в частности - систему образования. Это - не их задача. Они должны повысить устойчивость детей к стрессам. В программе причины, вызывающие нервные заболевания у детей, не названы. Впрочем, есть такая статистика: “...в результате употребления психоактивных средств 51,5 процента подростков страдают психическими и поведенческими расстройствами, растет число самоубийств. Растет количество детей с нарушениями психики вследствие употребления алкоголя”. То есть главными бедами, которые подрывают нервную систему детей, являются алкоголь и психоактивные вещества? Побойтесь Бога. Даже не медику и не психологу понятно, что нервы у детей шалят не потому, что они злоупотребляют алкоголем. Алкоголь - вторичен. Какие же причины являются первичными? Школьный психолог Татьяна Дубровская говорит: “Все начинается чуть ли не с первого класса. Приходит ребенок в школу и тут же получает невроз. Если он до этого не ходил в детский сад, то ему очень сложно приспособиться к школе, у него не сформированы волевые параметры, просидев шесть лет в песочнице около дома, он так и не смог отработать другие ролевые игры, столь необходимые для его развития. А школа - не теплица. В классе 30 человек, с ними надо общаться, находить общий язык. И каждый день! Это неимоверно сложно. Дети нервничают. Дальше - больше”. Вот еще причина - суперожидания родителей. Папы и мамы хотят, чтобы ребенок все знал на пять, а если на четыре, то у взрослых возникают недовольство и раздражительность. Ребенок теряет в лице родителей безусловную любовь и их одобрение, психологическую поддержку, что тоже приводит к неврозу. Другая причина - папины комплексы. Тревожность и нестабильность психики, внутреннее волнение, страхи, недомогания самих взрослых насаждаются детям, и те вынуждены подстраиваться под неуравновешенность близких людей и учителей. Одна из главных причин - духовная деградация взрослых и соответственно духовная неразвитость детей. Компас нравственности у детей полностью сбит, поэтому для многих черное - это белое, а белое - это черное. У многих детей снижена социализация, то есть их способность адаптироваться в нормальном обществе. Отсюда их неумелые попытки заявить о себе. При этом я-концепция подростков не сформирована, искажена. Но инстинкт выживания кричит о том, что надо утвердиться, иначе - затопчут. И школьники утверждаются: кто как может. Еще одна причина - бегство от реальности. Те, кто как все, не может орать, кусать и бить других, уходят в виртуальную жизнь. Их подсознание находит лазейку и ускользает туда - к шизофрении и аутичности. Такие дети встречаются все чаще. Одна из последних причин - “улица-мама”. Выживание во дворах тоже формирует психику. Детей засасывает улица, потому что решать свои проблемы самостоятельно они не умеют, не могут, а толпа решает их проблемы коллективно: давая поддержку и чувство уверенности, разделяя ответственность (тем самым, приучая все больше к безответственности). Там же, на улице, дети прощаются с сентиментальностью и чувствительностью: вместе резать кошку совсем не страшно. Последняя - больная голова. Проблемными становятся те дети, у которых диагностируется внутричерепное давление. Они - гиперактивные, расторможенные, неусидчивые, капризные, раздражительные, с плохой памятью. Врачи говорят, что такие “кадры” способны выдерживать умственные нагрузки только в течение 15 минут, потом им нужен отдых. Они не могут учиться на общих основаниях, а других условий в школе нет! Умственное перенапряжение приводит к нервным срывам. Кроме того, не стоит забывать о криминализации школы. Запуганные “старшаками”, испытавшие унижение на собственной шкуре, ученики не хотят идти в школу. Родители талдычат, что “надо”. Конечно, надо! Но для ребенка школа превращается в каторгу, в любую минуту он может получить там зуботычину. Над ним могут жестоко посмеяться. Его могут припереть к стенке и выпотрошить карманы. Это какие надо нервы иметь, чтобы учиться в таких условиях?
|