Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Экзамен Алла Аркадина Алия Курманбаева, студентка 2-го курса докторантской программы CERGE-EI - Центра экономических исследований и постбакалавриата экономического института в Праге, который управляется Карловым и Нью-Йоркским университетами. Обучение бесплатное, на английском языке. Студенты получают стипендию, достаточную не только для проживания, но и на поездки по Европе. Алия - не единственная в этом вузе. На потоке учатся 3 казахстанца, и на первом курсе - еще трое. Первое образование Алия получила в Алматы, в КазГУ на физическом факультете. На 5-м курсе поняла, что ее профессия вряд ли будет востребована, и решила попробовать что-нибудь еще. Сокурсник увидел где-то постер докторантской программы по экономике в Праге. - Каковы особенности национального образования в Праге? - Могу отметить, что в нашем институте все очень строго: студенты не гоняются за оценками, в цене именно знания. Никто не переживает за тройки. Идет жесткий отбор: 50 процентов студентов вылетело после подготовительного семестра. И до сих пор каждый семестр идет отсев. Хотя Всемирный банк предоставляет репетиторскую помощь для студентов стран Центральной Азии: Казахстана, Туркменистана, Грузии и Армении. - Вы этим пользуетесь? - Да. Во-первых, у меня первое образование - неэкономическое. Во-вторых, у нас отличается качество образования, уровень знаний, приходится наверстывать. Студенты-чехи и словаки подготовлены намного лучше, чем представители стран СНГ - бывшего Союза. К слову, украинские абитуриенты и студенты также выгодно отличаются своей подготовленностью. - Какую профессию вы получаете? - Наш институт - это теоретическая школа, которая готовит исследователей. Закончив вуз, защитив диссертацию, большинство выпускников идут в академию, занимаются экономическими исследованиями. Те, кто предпочитает заниматься практикой, уходят после второго курса - в банки, фирмы. Я бы занялась финансами. К примеру, стану аналитиком рисков. Выбор большой - найду чем заняться. - Так все идиллично, а стрессы сессии? Не возникает желания сбежать? - Нервы сдают, когда ждем результатов экзаменов, от которых зависит, останусь ли я учиться или придется вернуться домой с поражением. Но при этом я знаю, что все оценивается справедливо, не переживаю, что меня “прижмут”, потому что я из Казахстана. Это исключено. Но трудиться приходится много. За первый год в Праге я отучилась больше, чем за все пять лет у себя в КазГУ. Наверстывала пробелы образования. - Преподаватели отличаются от казахстанских? - Очень ответственные, как и студенты. У нас есть профессора, которые в свое время окончили американские вузы, у них отменный экономический английский язык. Есть и преподаватели-американцы. Чехи очень требовательные. Американцы - более демократичные. Если они видят, что студенты что-то недоусвоили, то подольше останавливаются на предмете или более творчески относятся к уроку. Алия общалась в основном с русскоязычными студентами, но решила расширить диапазон, стала учить чешский. И сделала открытие - по мере изучения языка чехи становятся ближе. - Менталитет у них иной, но если его понять, то можно наслаждаться общением с чехами. Чешский менталитет, по наблюдениям Алии, укладывается в формулу “каждый сам за себя”. - Нет той дружеской помощи, к которой мы привыкли. Но при этом здоровый эгоизм сочетается с беспримерной добросовестностью. На первом курсе это было особенно заметно. Лишь только мы получали задание, чехи немедленно отправлялись в библиотеку. Наши студенты обычно сразу погружаются в Интернет, проверяют почту, читают что-либо, не относящееся к учебе. Типично чешская черта - закрытость. Чтобы стать друзьями с чехом, нужно приложить много усилий. Словаки немного отличаются: они более открыты - наша славянская душа.
|