Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Париж - Берлин Зитта Султанбаева В Берлине прошел международный видеофестиваль “Париж - Берлин”. Участие в нем приняли художники и режиссеры из Франции, Великобритании, США, России, Украины, Голландии, Китая, Японии и Средней Азии, которую имели честь представить и мы, художники из Казахстана, - дуэт ZITABL и Алмагуль Менлибаева. Фестиваль проходил в трех довольно известных местах Берлина, таких как Подевил, Арсенал и Бротфабрик ПОДЕВИЛ Подевил, где состоялось открытие и прошла большая часть фестиваля, находится неподалеку от сердца Берлина - Александраплатц, на Клосстерштрассе, 90. Это центр современного искусства, в котором происходят различные фестивали, связанные с творчеством молодых художников и режиссеров. Просмотр видео происходил в разных местах этого просторного центра, в разное время и был классифицирован организаторами фестиваля - Жан Франсуа Ретинг и Натали Хенон - в такие жанры, как видеоарт, экспериментальное видео, анимационные фильмы, документальные и фикшн (постановочные) фильмы, видеоинсталляции.... |
ПЕРФОМАНСЫ Здесь же в Подевиле каждый вечер проходили перфомансы и звуковые инсталляции художников и электронных музыкантов из разных стран, темой для которых явились как окружающие их проблемы глобализированного мира, так и внутренняя жизнь авторов. Так, перфоманс японки Тсунеко Таниучи “Micro-evnement n015(La Mariee au jour des noces)” был посвящен теме неразделенной любви. Чем-то он напоминал “Вечную невесту” Алмагуль Менлибаевой, но скорее только внешним антуражем - свадебным платьем и торжественным шествием среди людей. Содержание перфоманса было наполнено какой-то застывшей грустью о большой и неразделенной любви. В конце своего шествия невеста произносит под минусовку монолог на языке любви (на французcком языке), обращенный к любимому. Другой перфоманс (тема: террористические акты), представленный группой молодых художников из Германии “BBB Johannes DEIMLING”, назывался “Хаифа - один прекрасный день”. Среди хаотично разбросанных предметов две неподвижно опрокинутые человеческие фигуры, засыпанные пылью от разлетевшейся белой штукатурки, постепенно приходят в движение, стряхивают пыль с лица и одежды, собирают свои разбросанные вещи и уходят... ВПЕЧАТЛЕНИЯ В течение двух недель мы ходили на фестиваль, как на большую и очень важную работу. В этом сгустке информационного потока нужно было извлечь для себя самое интересное, талантливое и неожиданное. Поскольку организаторы фестиваля - философы, то можно было проследить за методом их отбора фильмов на фестиваль, отражающих суть современной, человеческой экзистенции во всех ее проявлениях и формах. Можно было увидеть почти хроникальную фиксацию образа жизни народностей, сумевших сохранить свою культуру в первозданной целостности, таких как многолюдные мифологические праздники в Индии в фильме Стефана Дена (Индия/Франция) “Пульс”. А можно было увидеть и плоды современной глобализированной мифологии, калейдоскопически проносящиеся из одного видео в другое. Можно было сравнивать между собой ментальности художников, чье видео было объединено и представлено от таких больших стран, каковыми являются Англия, Голландия, США и Россия. А можно было вчувствоваться в отдельные и независимые от места проживания людские микромиры, объединенные в программе фестиваля чисто тематически, например, под темой “Многократные невесты”. Темы имели такие названия, как “Язык и картина”, “Дистанция”, “Потеря”, “Потребление”, “Видеоорганизация”, “Кино и литература” и др. Можно было увидеть необычайно талантливые вещицы, очень емкие, несмотря на лаконичность формы и ограниченность времени. К примеру, “человек - кувшин”, вдруг возникающий во весь экран с обнаженный торсом и с поднятой к небу головой, изо рта которого фонтаном льется полевой букет цветов. Постепенно его голова опускается, так что весь букет, закрывая его лицо, распускается, подобно хвосту павлина, прямо на зрителя. Зрелище эстетически выверенное, филигранное. Или яркое впечатление оставил о себе фильм Антона Адассинского и группы “Дерево” под названием “Южная граница”. Фильм черно-белый, экспериментальный, стилизованный под конец 60-х, многослойный, где-то - сюрреалистичный, где-то - абсурдистский, где-то - ироничный. В общем, в полном смысле этого слова - “игровой”. Анимационные фильмы, сделанные в лучших традициях советских национальных школ мультипликации, привезли с собой и наши соседи по Союзу, режиссер из Украины Олег Черный “Акт 3” и Мик Ранд из Эстонии “Saak ja Hobune”. КАЗАХСТАН Был представлен отдельными, никак не связанными между собой работами таких профессионалов документалистики, как Тарас Попов и Владимир Тюлькин с их “Дамой с собачками” и только начинающими видеохудожниками Анной Петуховой и Александром Бакановым, представившими на фестиваль свой видеоарт: “Цифры Алматы-24-Пинк Мороз”, а также Алмагуль Менлибаевой с фильмом “Вечная невеста” и “Азиатский маршрут” Зитты Султанбаевой и Абликима Акмуллаева. Несмотря на случайность этого подбора (ведь в сущности работы мог прислать при желании кто угодно, из тех, кто, конечно же, занимается видеоискусством), Казахстан выглядел неплохо, несмотря на то, что все эти фильмы были разбросаны как тематически, так и жанрово и показаны в разных местах и в разное время.
|