16 января 2004
№ 02 (294)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Взгляд Сергея Волкова 

Перестройка?
Обновление!
А правительство-то потихоньку обновляется. Целое новое агентство и 1-й вице-премьер только в этом году уже появились. То есть процесс, который “пошел” полугодие назад, и не думает сбавлять обороты.
Вообще годы реформ приучили к тому, что перед парламентскими выборами исполнительную власть у нас подвергают только косметическим операциям. А уж после выборных баталий - вот тут уж разбираются со всеми. Ну почти со всеми министрами.
На сегодняшний день в нашем Кабинете министров просто юных руководителей столько, что по сравнению с ними даже господа Джандосов и Марченко выглядят если уж не корифеями, так мэтрами госуправленческих наук.
Что и говорить, ныне фактически весь финансовый блок правительства буквально перенаселен “молодыми да ранними”. Понятное дело, что рынки кредитования, депозитов, страхования, ипотеки, инвестирования, ценных бумаг и т.д. и т.п. - все это были абсолютно новые рынки для постсоветского Казахстана. И кто тут успел, тот и съел. Не без помощи, конечно, политических ветеранов. Но молодые люди, вроде бы нанятые ими на должности высокооплачиваемых менеджеров, оказались много талантливей, упорней и профессиональней своих гуру. Особенно тогда, когда финансовый сектор республики вышел-таки из тени порочной практики так называемых “откатов”. Недалеко вышел, неуверенно еще. Но вышел.
Тогда-то и оказалось, что за данным сектором экономики со стороны государства должны присматривать “свежие умы” с новыми схемами контроля и управления. И пошло-поехало.
Что же до других сегментов бюрократической деятельности, то не все в постоянно освежаемом правительстве так однозначно. Есть у нас целые области госуправления, где еще, образно говоря, “не ступала нога человека”. В смысле современного руководителя, который адекватно может реагировать на вызовы XXI века.
По-видимому, именно перед выборами в парламент здесь и произойдут самые серьезные кадровые и системные изменения. Сделано это может быть в форме уступок политическим партиям, которые непременно разойдутся в предвыборном раже. Или в форме оперативной реакции на какой-либо форс-мажор. При этом могут “полететь” даже те чиновничьи головы, которые непосредственного отношения к этому событию иметь не будут. Мол, до кучи.
Ну а кроме выборов, у правительства и выше есть еще один резон обновлять свой состав. И его я уже приводил. Уже сегодня нужны госуправленцы новой формации. Не те, кто проводили приватизацию, либерализацию и другую “цию”. А те, у кого не будет груза бюрократа XXI века. Те, кому эти игры еще будут нравиться из-за сложности решаемой задачи, а не из-за персональных преференций. Между прочим, относительно персоны Марченко еще и удачно выбран момент - начало года. Аккурат так, чтобы к концу года, когда он, скорее всего, станет премьером, у него уже вырисовалась полная картина того, что есть, и, соответственно, сформировалась программа, что делать. Предположить общее содержание этой программы, правда, можно уже сейчас. Как макроэкономист (а, кстати, таковых среди предыдущих казахстанских премьеров пока не наблюдалось), он будет решать задачи не как хозяйственник (например, нынешний премьер Даниал Ахметов, к которому, к слову, нет претензий: он делает то, в чем дока, и ему, конечно, дадут завершить начатое), аппаратчик или политический интриган, а как системщик. И славно, потому что экономика наша уже давно в этом нуждается.
В ней определенно потерян баланс между отраслями: между реальным и финансовым сектором, между добывающей и перерабатывающей промышленностью, городом и деревней, наконец. Потерян как в стране в целом, так и в каждом регионе в частности. Остается надеяться, что Григорию Марченко, как сильному системщику (и учитывая его опыт), удастся его найти. Нет, не найти - вычислить.
И напоследок, раз уже речь зашла о регионах: 2004 год, вероятно, станет периодом радикального обновления не только в правительстве, но и в провинции. Причем опять-таки в сторону омоложения. Рискну даже предположить, что к концу года все акимы в стране будут не старше 40 лет. Системные изменения, о которых говорилось выше, потребуют серьезных ресурсов - финансовых и творческих, потребуют больших инвестиций в регионы. Ведь сейчас потенциал местной инициативы у нас практически не используется.
Они потребуют большей самостоятельности от местных руководителей. Короче, нового мышления. А кому, как не молодым, этого легче добиться - с их-то задором? Ну и, конечно, компетентностью.
Сделать это надо обязательно. А то вместо дальнейшего продвижения мы получим натуральный застой. Со всеми вытекающими на нас последствиями...

Взгляд обозревателя может не совпадать с мнением редакции.
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп