16 января 2004
№ 02 (294)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Тема 

Сделано в Казахстане

Ботагоз Сейдахметова

Казахстан, как известно, живет в основном за счет нефти, металлов - сырьевой ренты. Пока, во всяком случае. Но это неразумно не только в экономическом смысле. Гораздо перспективнее делать товар не только такой, который купят, но и за который тебя полюбят. Есть ли таковые в нашей стране? Такие, по которым нас безошибочно узнают за рубежом? Клеймо на которых “сделано в Казахстане” - знак высшего качества.
Возможно, в 2015 году, когда инновационная стратегия даст плоды, у нас таких брендов, символизирующих Казахстан, появится множество. Но и сейчас нельзя сказать, что их нет совсем. Мы решили провести эдакую инвентаризацию страны. Причем без каких либо “отраслевых” ограничений: продукты, сфера услуг, имена в науке, искусстве, спорте, даже криминал - здесь годится все. Не исключено, что кому-то наш выбор покажется небесспорным, кому-то - неполным, кому-то - гротескным. И все-таки...

В мире о Казахстане не так много известно даже представителям солидных организаций, таких как госдеп США или немецкий бундестаг. Исключение составляют те, кто специализируется на регионе Центральная Азия, - журналисты, политологи, дипломаты, эксперты.
А простому европейцу и вовсе до нас нет дела, и все страны с окончанием на “стан” для него, что называется, на одно лицо. Оно и понятно, ведь и среднестатистическому казахстанцу малоинтересны проблемы Кашмира, или, например, баскских сепаратистов в Испании, и мало кто знает, что такое Андорра - страна или город.
Но это - с одной стороны. С другой, поколения тех, кто получил еще крепкое советское образование, прекрасно разбираются в географии и хорошо знакомы со всемирно знаменитыми брендами Франции, Италии, Великобритании, Китая или Индии. Названия этих и других стран сразу вызывают у нашего человека соответствующие ассоциации. Франция - это революция, Оноре де Бальзак, Эйфелева башня, парфюмерия и мода. Италия - опера, пицца и спагетти, Пизанская башня и гондолы Венеции. Великобритания - монархия, консерваторы и тори, Биг-Бен, “Битлз”, футбол. Китай - древняя китайская стена, фарфор, фэн-шуй, кун-фу, жасминовый чай, утка по-пекински. Индия - Тадж-Махал, индийское кино и чай, шахматы, лучшие в мире программисты и (чего уж там!) Кама-Сутра. Список можно продолжать бесконечно.
А что мы можем “продать” в качестве узнаваемого и только нашего, казахстанского? Попробуем очертить наиболее характерными штрихами этот пока еще, бесспорно, сыроватый образ. Образ Казахстана в глазах заинтересованного иностранца.
О том, что в Казахстане проживает более ста различных национальностей, европейцы узнают с неподдельным детским восторгом. А иные немецкие чиновники были приятно удивлены, что в Казахстане есть немецкие и другие национальные театры. “Оттуда”, с демократического Запада, Казахстан видится островом мира и толерантности в окружении политически нестабильных государств. С севера - граница с Россией с ее Чечней и вольнодумными автономиями. С запада - Туркменистан с его странным нейтралитетом. С юга - Узбекистан с жестким правлением Каримова и крошечный Кыргызстан - с восстающими провинциями.
Самое забавное, что еще в советское время мы с гордостью говорили о том, что на территории Казахстана могло бы вместиться пять Франций. Не знаю, почему тогда это вызывало такой восторг, но сегодня именно факт геостратегически удачного расположения огромной территории при небольшой численности населения - также перспективный бренд. У нас есть все: моря (пусть и внутренние), горы, живописные леса, благодатные степи и поля, реки и озера, а под землей - вся таблица Менделеева. Не говоря уже о транзитном потенциале.
Один из моих собеседников в ведомстве канцлера ФРГ поразил меня такой информацией о нас: “У вас самая продвинутая банковская система среди республик бывшего Советского Союза”, - сказал он. А я-то была уверена, что так считаем только мы сами и гордость эта скорее “местечковая”. Помнится, наши российские коллеги-журналисты страшно ерничали на тему казахстанских реформ, и не только в финансовой области. Выходит, что зря острили.
Официально Россия не так давно была вынуждена признать, что Казахстан обогнал ее в некоторых вопросах. В начале прошлого года о достижениях казахстанских финансистов заговорил советник Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов. Чудо - так он отозвался о темпах экономического роста в Казахстане и признался, что последние три года активно пропагандирует казахстанский опыт экономических реформ.
Затем в конце 2003 года в Астану приехал российский министр финансов Герман Греф, который еще раз выразил позитивное мнение российской стороны на предмет экономических реформ, и в частности продвинутой банковской системы.
И последнее. В Европе все еще по какой-то странной привычке называют всех бывших советских - русскими. Но справедливости ради надо сказать, что более “продвинутые” европейцы еще года три назад, после того как узнавали откуда я, говорили: “О, знаем, знаем. Мистер Назарбаев!”. Это очень напомнило то, как перестройка Советского Союза в одночасье превратила Михаила Горбачева в самого известного русского человека в глазах Европы.
Так и особая харизма казахстанского лидера однозначно сыграла на имидж страны. Подозреваю, что немногие европейцы знают, что именно Нурсултан Назарбаев дал новое дыхание слову “Евразия”, которое теперь в ходу не только у снобов-филологов, но прочно заняло свое место в политическом и культурном словарях новейшей истории.
Инициативное участие Казахстана в интеграционных процессах, введение и становление собственной валюты, частная собственность на землю - все это воля не политической элиты или общества, а конкретно казахстанского президента. Который проводит эту волю зачастую вопреки настроениям своего окружения - той самой элиты. Не говоря уже об оппозиции. Но самое главное - те, кто сначала сомневался или противился, затем признают его правоту. Как в случае с нацфондом: теперь уже всем очевидно, насколько верной была идея не растратить деньги на джипы и бутерброды с икрой, а создать механизм, ставший гарантом экономической стабильности.
Вот поэтому мы и говорим, что имя “Назарбаев” для многих иностранцев - символ нашей страны. И пожалуй, главный ее “бренд”. Который, кстати, принес в страну денег (в виде инвестиций) больше, чем любой другой казахстанский бренд.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп