16 января 2004
№ 02 (294)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Провинция 

Морские ворота в Европу

Когда какой-то уголок земли из прозябающей провинции вдруг превращается в процветающий, люди склонны видеть причины этого в каких-либо объективных, но при этом обязательно “халявных” обстоятельствах. Ну, например, нефть нашли. Или пришли какие-то “варяги” и вдохнули в местных новые силы.
В принципе, в отношении “каспийской сказки” - того экономического бума, который сейчас переживает Мангышлак, - все это как будто подтверждается. Нефтедобыча здесь и сейчас действительно испытывает подъем. Деньги идут к деньгам. А значит, нефтяная труба способствует развитию промышленности, финансовой системы, сферы услуг и в конечном счете - улучшению качества жизни. Отменно работает и новая команда управленцев во главе с акимом Мангистауской области Болатом Палымбетовым
И все-таки главную и самую объективную причину мы при таком подходе упускаем.
Материальная база, разумное управление - не более чем сопутствующие факторы, хотя и необходимые, чтоб помочь реализоваться потенциалу народа. Главное богатство Мангышлака, как ни банально это прозвучит, - люди.
История с географией распорядились так, чтоб на Мангышлаке вызрел необычайно перспективный генетический материал. Туркмены, казахи, русские - многие здесь успели “наследить”. И композиция этих влияний с казахской кровью дала благодарные, изобильные плоды.
И сколько бы ни говорили о роли “варягов”, пришлых в становлении этого края (и вполне справедливо), в конце концов именно мангистаусцы, адайцы построили этот оазис в пустыне. Те пришли, научили и ушли (не все, конечно), а эти восприняли все лучшее и живут здесь. Именно они воздвигли город Актау, именно они добывают нефть, именно они работали и работают на высокотехнологичных производствах бывшего Средмаша.
Раньше это было не так заметно, сегодня становится все более очевидным. Может, тому способствовали новые экономические условия, может, богатый творческий потенциал ждал свободы, поощрения инициативы и предприимчивости, которыми характеризуется нынешняя эпоха...
Так или иначе, их час пробил.

Интервью с акимом Мангистауской области Болатом Палымбетовым

- Какова сегодняшняя социально-экономическая картина области?
- Территория нашей области занимает 165 тысяч квадратных километров, проживает здесь порядка 350 тысяч жителей. Регион уникален тем, что средний возраст жителей составляет 26 лет, поскольку область молодая.
Когда-то здесь в основном находились предприятия Средмаша СССР, была сильно развита урановая промышленность. В нашем городе находился единственный в Казахстане атомный энергокомплекс. Также в области была сильно развита химическая промышленность.

После развала Союза и последовавшего за ним разрыва экономических связей многие предприятия оказались на грани банкротства.
Однако область сумела преодолеть этот кризис - нам удалось сохранить и возродить химический комплекс. Сегодня он вновь прочно стоит на ногах, на нем работает около полутора тысяч человек.
Сердце же экономики Актау - это МАЭК, он дает городу электроэнергию, тепло, воду. Несколько лет это предприятие испытывало глубокий кризис, имело многомиллиардные долги, на нем находился реабилитационный управляющий. Поэтому первое, что мы начали делать по приходу в Актау, - это попытались разобраться с проблемами данного комплекса.
В то время здесь активно работал забастовочный комитет, и все боялись, что в конечном итоге предприятие попадет в частные руки. Между тем, учитывая стратегическую значимость объекта, передавать его в частную собственность было нельзя, потому что в конечном итоге это привело бы к раздроблению этого уникального предприятия. Тем более что стране уже известны случаи, когда ТЭЦ передавались в частные руки, а затем государству приходилось их выкупать обратно. Поэтому мы задались целью сохранить целостность объекта и передать действительно сильному инвестору.
С руководством МАЭК мы разработали отдельную программу, и я благодарен главе государства и правительству, которые поддержали ее. Результатом этого стало постановление правительства об особом виде банкротства данного энергокомплекса. И это предприятие сегодня выкупила национальная компания “Казатомпром”, выкупила она его на открытом аукционе, предложив оптимальные условия. И сегодня МАЭК обрел второе дыхание, полноценно работает, обеспечивая жизнедеятельность города и рабочие места для его жителей.
- Кстати, о жизнедеятельности города. Очень много разговоров ведется вокруг проблем с водоснабжением города.
- Действительно, в нашем регионе существует проблема с отсутствием поверхностных источников и недостатком подземных запасов пресной воды. Поэтому Актау - единственный в республике город, где в квартиры вода подается по двум трубам: по одной для бытовых и технических целей и отдельно по другой - питьевая.
Но наметились и другие перспективы решения данной проблемы. За это я глубоко благодарен компании “Мангистаумунайгаз”, построившей в Актау завод по опреснению морской воды путем использования новых технологий. При запуске нового объекта на полную мощность объемы производства пресной воды перекроют потребности города, и мы сможем подавать чистую воду в квартиры по одной трубе. Правда, для этого потребуется решить существующую во всех регионах страны проблему реконструкции и обновления системы водоснабжения.
- Кроме всего прочего, Актау славится высокими ценами на жилье, стоимость которого здесь местами порой превышает столичные. Это следствие высокого уровня миграции населения или же показатель небывалого благосостояния жителей города?
- Недостаток жилья в Актау существует давно. Этим и обусловлен рост цен. Что же касается благосостояния жителей, то данный фактор тоже имеет место - за месяц через обменные пункты население обменивает порядка десяти миллионов долларов.
Эти данные я и использовал как главный аргумент для привлечения в жилищное строительство частных инвестиций. Действительно, строящееся частными инвесторами элитное жилье пользуется высоким спросом. В свою очередь, приобретающие новое жилье должны выставить свои старые квартиры на вторичный рынок, и надеюсь, что это в конечном итоге сбалансирует цены.
- Уже год в Актау функционирует СЭЗ. Какие результаты?
- Многие глубоко заблуждаются, считая, что режим специальной экономической зоны действует на всей территории города. На самом деле режим СЭЗ действует лишь на площади 227,1 гектара, охватывающей морской порт “Актау” и определенную площадь пустовавшей территории.
За год на эту территорию были привлечены три высокотехнологичных проекта, которые будут специализироваться на выпуске экспортоориентированной продукции, что полностью отвечает стратегии индустриально-инновационного развития.
При этом нужно учитывать, что раньше эти пустовавшие территории не приносили никакого дохода, потому предоставление этим предприятиям временных налоговых льгот не наносит никакого ущерба государству.
- В вашем регионе вопросы переориентирования экономики с сырьевой направленности на перерабатывающую особенно актуальны. Какие еще проекты в рамках вышеупомянутой стратегии?
- Недавно в поселке Баутино была открыта новая база поддержки. Данный проект был профинансирован из средств Банка развития Казахстана и является одним из пунктов реализации поручения главы государства по созданию инфраструктуры Каспийского региона. Намеченная реализация программы освоения шельфа Каспийского моря, безусловно, потребует строительства объектов сервиса. И я считаю, что большую часть этих проектов должны реализовать казахстанские инвесторы, хотя бы на условиях долевого участия отечественного капитала.
- Каких вы ждете перспектив от запуска железнодорожной ветки Хромтау-Алтынсарино?
- Главным образом, это откроет доступ сельхозпроизводителям северных областей к возможностям Актауского порта, а через него на рынки Ирана, Азербайджана и Европы. И запуск новой железнодорожной линии приведет к его дополнительной загрузке.
Новые перспективы для развития порта открывает и присоединение Казахстана к транспортному коридору “Север-Юг”, позволяющему переориентировать потоки грузов из Китая и других стран на европейские рынки через наш порт. В этой части наш порт можно назвать морскими воротами страны в Европу.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп