16 января 2004
№ 02 (294)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мнение 

Школьник и студент
из одного теста

ЕНТ (единое национальное тестирование) - эта аббревиатура отныне должна войти в нашу жизнь всерьез и надолго. По крайней мере, на это рассчитывают разработчики и адепты тестирования школьников. Каковы задачи ЕНТ? Цитируем одну из главных: “повышение объективности, достоверности оценки качества образования”. Чем отлично ЕНТ от бывших с 1999 года тестовых экзаменов? Тем, что экзамены - выпускные школьные и вступительные вузовские - объединены единым тестовым. Четыре предмета отныне сдают выпускники школ при ЕНТ, желающие поступить в вузы Казахстана. Система вызывала и вызывает множество недоуменных вопросов. Во-первых, любые эксперименты (а именно таковым выглядит срочное внедрение ЕНТ) в области образования (это же дети, в конце концов) всякий раз шокируют, во-вторых, кого государство хочет вывести на чистую воду с помощью ЕНТ - учителей, школы или самое себя? Позволим себе сделать банальное замечание: а не лучше ли в таком случае 385 миллионов тенге - денег налогоплательщиков - выделенных для внедрения ЕНТ, перевести на нужды школ или повышение заработной платы учителей?
“За и “против” единого тестирования мы представляем сегодня в нашем “Форуме”

    За 

Темирхан Тасбулатов,
директор Алматинского филиала Национального центра государственных
стандартов образования и тестирования:

Тест и качество едины

В Казахстане с 1992 года постепенно внедряется процесс тестирования. В 1999 году вышло постановление правительства РК о том, чтобы прием во все вузы осуществлялся на базе комплексного тестирования независимым от высших учебных заведений органом. Изменилось и финансирование: если раньше каждому вузу выделялся госзаказ, на который они набирали студентов путем проведения экзаменов, то с 1999 года деньги на подготовку выделяются непосредственно абитуриенту. Теперь гранты и кредиты каждый абитуриент должен завоевать. А для этого проводится комплексное тестирование, и по конкурсу полученных баллов комиссия присуждает гранты и кредиты. То есть самым верхним по списку абитуриентам присуждается грант, далее идущим - кредит. Абитуриент, получив сертификат и свидетельство о гранте или кредите, выбирает себе высшее учебное заведение. Эта система позволила в Казахстане фактически уничтожить при приеме в вузы вопросы коррупции. Дети стали поступать только по своим знаниям.
Однако получилось так, что дети в течение трех месяцев проходят два тестирования - один раз в школе, другой - при поступлении в вуз. А экзамены практически идентичны. И вот уже в 94-95 годах встал вопрос: почему бы не объединить эти экзамены?

Дайте списать будущему студенту

К тому же по результатам статистики мы заметили, что многие отличники - выпускники школ - таковыми не являются: школа выдает аттестат с отличными оценками, а при тестировании ребенок получает двойки. Случалось, даже те, кто имел “Алтын белги”, тоже получали двойки. Было видно, что аттестаты в школах выдаются с недостаточно обоснованными оценками. И на это есть причины: выпускные экзамены в школах дети сдают самой школе. А раз это замкнутая система, то получается, что школа будет постоянно некорректно оценивать свой труд. Таким образом, качество образования в школе мы никогда не поднимем. К тому же получается, что мы боремся за качественный отбор в вузы, а школа этому не способствует. Как ни крути, нужен внешний контроль оценки образования.
Конечно, есть много причин, влияющих на качество среднего образования. Например, в южных регионах школы переполнены, в целом, учебники недостаточно качественны. Но это причины многофакторные, которые зависят от экономического состояния государства, а есть причины, которые не зависят от этого состояния и их можно и нужно решать уже сейчас. Одно из таких решений: сделать независимый внешний контроль государственных выпускных экзаменов в школах.
В этом году мы начинаем проводить единое национальное тестирование, в результате чего выпускники получают два документа. Первый - государственный сертификат, который говорит о том, какие предметы выбрал ребенок и на сколько баллов он их сдал. Второй документ подтверждает окончание школы - это аттестат. При этом оценки этих двух документов должны быть скорелированы между собой. В аттестат выставляется средняя оценка: тройка, если, к примеру, были получены пятерка в школе и двойка при тестировании, и высший балл при разнице в один балл. Всего четыре предмета сдают при тестировании. По остальным предметам в аттестат идут оценки, которые выставляет школа. Встает вопрос: надо ли бояться этого процесса? Конечно, нет...

    Против 

Саулеш Муканова,
директор Института школьного и дошкольного образования
Казахской академии образования имени И. Алтынсарина,
кандидат педагогических наук:

Конечный результат
еще не результат

Система единого национального тестирования призвана исключить субъективность в оценке качества образования и дать реальную оценку деятельности учителей, школ, регионов, каждого ребенка в отдельности. Однако в данном случае цель несколько противоречит средствам. Начнем с того, что сама аббревиатура “единое национальное тестирование” предполагает, в первую очередь, заинтересованность в ней общества и профессиональной среды. Но сегодня наблюдается только государственный подход, нет действительно полного профессионального обсуждения этих новаций. А поскольку система образования как никакая другая привлекает очень большое количество заинтересованных лиц (ученики, родители, работодатели), то и понимание ими целей и задач любых ее реформ необходимо. Отказ от обсуждения порождает неприятие этой, может быть, по-своему привлекательной идеи.
Самая главная методологическая неточность состоит в том, что государство и организовывает процесс, и проверяет его. И даже если результаты тестирования будут плохими, то виновным в этом окажется государство. Оно не дало возможности учителю работать, не обеспечило его учебно-методической литературой, не смогло его защитить, превратив его и в агитатора, и в референта - в кого угодно, но только не в проводника знаний.
Далее. Сегодня есть мнение, что система тестирования пойдет у нас легко, потому что в республике накоплен опыт тестирования. Но ведь промежуточные тесты и единое национальное тестирование - совершенно разные вещи. Опыт накоплен действительно хороший: на определенном этапе он играет важную роль. Другое дело, когда ребенок заканчивает один уровень образования и его оценки передаются на совершенно иной уровень. Разработчики ссылаются на то, что аналогичная система практикуется в 4/5 стран мирового сообщества. Проанализировав литературу, приходишь к выводу, что число это везде разное - где-то упоминается 56 стран, где-то 216 и так далее. Но даже отбросив эти “нестыковки” в числах, нельзя отмахнуться от другой проблемы: весь парадокс в том, что идея взята из этих стран, а практика будет применяться наша. Дело в том, что в большинстве стран мира старшая ступень образования необязательна, и дети, идущие на старшую ступень, уже мотивированы успешно пройти ее с тем, чтобы двигаться дальше вверх. В Англии, к примеру, из тринадцати школьных лет обязательны одиннадцать, в Испании из девяти - шесть. В этих странах изначально система организована так, что государство гарантирует основную образовательную часть, а в старшую ступень ученик стремится по своему выбору. Само содержание старшей ступени очень дифференцировано: ученик выбирает дополнительный перечень предметов, которые и реализует его замысел по поступлению в высшую систему.
Обращаясь к зарубежному опыту, можно еще отметить следующее: вузы объявляют о своих критериях отбора, о которых ученики знают за год до окончания школы. Учитывая этот перечень, они набирают курсы, находясь в стенах школы. То есть происходит непрерывная цепочка ответственного отношения к образованию. А экзамены сдаются не государству, а независимым комитетам. В зарубежной практике очень развита система независимого тестирования через дополнительные органы, но ни в коем случае не министерства образования. Эта система анализирует себя со всех сторон критически. Наша практика осталась еще с советского времени, где метод тестирования не являлся оценочным.
Настораживает и тот факт, что разработчики системы тестирования видят сегодня только две проблемы - техническую и организационную (принятие постановления правительства). А о других проблемах, которые можно назвать педагогическими, речи нет.
Какие проблемы могут возникнуть у нас? Любая оценка качества системы должна производиться по тем стандартам, которым система должна соответствовать. Но в нашей республике нет официальных стандартов для одиннадцатого класса. Они были отменены в 2000 году. Получается, что для 11-го класса нет планки образования, которое гарантирует государство. А раз нет планки, значит, будут разночтения в требованиях к материалу, который должен знать ученик. Что и происходит при поступлении в вузы.
Далее. Содержание тестов для всех будет единым. А мы хорошо знаем, что у нас в республике очень дифференцированная и разнообразная система учреждений и поэтому одно и то же тестовое задание будет восприниматься учениками разных школ по-разному. Получается, не продуман механизм социальной справедливости: хорошие результаты покажут “продвинутые” школы, гимназии, лицеи и плачевные - сельские, малокомплектные. И это можно спрогнозировать и без тестирования.
Системой тестирования мы пытаемся восполнить пробел оценки качества образования, но делаем это по конечному результату. При этом мы ставим на карту судьбы аттестатов детей...

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп