Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Анатолий Кельберг: Жизнь прекрасна! 4 января известному музыковеду, с кем связана целая эпоха в истории музыкального искусства Казахстана, исполнилось 75 лет В его рассказе о жизни, щедрой на яркие незабываемые впечатления и интересные встречи, нет и тени сожаления о днях минувших. Знаменитый музыковед придерживается философской сентенции: жизнь прекрасна и всегда светит солнце! Музыкант и профессиональный альпинист гармонично сочетает любовь к музыке с давней преданностью горам. Музыка Первое выступление Кельберга в государственной филармонии (сейчас в этом здании на пересечении улиц Масанчи и Кабанбай батыра размещается народный оркестр имени Курмангазы) состоялось в 1949 году. Он учился на последнем курсе историко-теоретического факультета алма-атинской консерватории. Концерт, в котором он дебютировал в качестве ведущего - музыковеда, посвящался 100-летней дате смерти великого Фредерика Шопена. Тщательно подготовленный текст с заучиванием “назубок” прозвучал блестящей импровизацией, которая покорила первых его слушателей. Они стали преданными поклонниками, из года в год приходившими в филармонию “на Кельберга”.
| Досье “НП” Анатолий Витальевич Кельберг родился в Ленинграде. Заслуженный деятель искусств РК, награжден орденом “Достык” II степени, лауреат премии “Тарлан” в 2003 году. |
Для визуального контакта он выбирал еще до концерта, выглядывая из-за кулис, двух-трех человек из числа зрителей. А происходил эффект доверительного общения со всем зрительным залом. Это была профессиональная находка, позволившая преодолеть робость и страх, возникающие перед выходом на сцену, особенно если это впервые. Тот, кто хотя бы раз побывал на концерте с участием Анатолия Витальевича Кельберга, наверняка почувствовал это редкое магическое взаимодействие между сценой и залом. Одним из первых слушателей Кельберга оказался ученый Александр Лазаревич Жовтис. Но познакомились и подружились они лишь много лет спустя. Знаменитая лекция Анатолия Витальевича Кельберга о Высоцком, запрещенная впоследствии по цензурным соображениям, наделала много шуму в столице. Это был 1981 год. В филармоническом зале, оцепленном конной милицией, как говорится, “негде было яблочку упасть”. Выступление строилось на собственных впечатлениях от встреч со знаменитым бардом в горах Кавказа и записях из личной фонотеки Кельберга.
... и горы Своей привязанностью к горам Кельберг обязан Фуату Мансурову, однокашнику по консерватории. - Это был 1948 год. С этих пор ни разу не изменил горам. Я учился на 3-м курсе, а параллельно - в выпускном классе средней школы № 25. Это стало возможным благодаря моей маме, преподававшей в консерватории. Не возражали против такого совмещения и педагоги, видевшие, что это не вредит моей учебе. Однажды Фуат Мансуров предложил поехать в Горельник, где открылась школа горной подготовки. По окончании мы получили квалификацию “инструктор-стажер”. В этот же год впервые я попал на Кавказ в альпинистский лагерь “Баксан”, неподалеку от Тернауза. Мне хорошо знакомы эти места. В 1962 году после присвоения звания мастера спорта по альпинизму, работая в лагере “Баксан”, я начал водить группы на Эльбрус. Покорение самой высокой вершины Кавказа начиналось в 10 часов вечера. А происходило это по следующей причине: существует предположение, что когда-то здесь был вулкан, вызывающий сильные испарения. Только к 5 часам утра группа добиралась до вершины. Владимира Высоцкого Кельберг впервые увидел на Кавказе. Шли съемки фильма “Вертикаль”. - Он пришел к нам в лагерь с гитарой. Когда пришел сигнал о беде в соседнем ущелье, он попросился участвовать в спасательных работах. В ту же ночь родилась его знаменитая песня о друге, вошедшая в фильм “Вертикаль”. Это я знаю доподлинно. Горы подарили Анатолию Витальевичу много других незабываемых встреч. Однажды он познакомился с известным физиком-теоретиком Мигдалом, другом Ираклия Андронникова. Частый участник телевизионной программы Сергея Капицы “Очевидное-невероятное”, он поражал своей блестящей эрудицией и поистине энциклопедическими знаниями. - Никогда не забуду, как я водил группу ученых-физиков, среди которых были признанные в научном мире “светила”. Прихватил с собой бутылочку “Хванчкары”. Когда мы устроились отдохнуть на первом перевале, я взялся за рюкзак: от бутылки целым и невредимым осталось только горлышко. Ученые признались мне потом, что не пили ничего вкуснее содержимого, которое удалось сцедить из вещей моего рюкзака. Такое могло случиться только в горах.
Эпилог - Что для вас важнее - музыка или горы? - И то и другое. Мне не приходилось стоять перед выбором. До конца весны я преподавал, с лекциями по линии общества “Знание” часто объезжал север республики. А летом - до начала октября - уезжал в горы. Его считали своим - карагандинцы, джезгазганцы, жители Балхаша. Анатолий Витальевич показал мне книгу, работа над которой продолжалась на протяжении многих лет. - Эту книгу, переведенную с французского языка, - “Словарь пословиц, максим и крылатых выражений” Мориса Малу - я хочу оставить своим внукам”. Еще одна грань таланта Кельберга - немногим известная - когда-то увлекла его всерьез. Он занялся французским, стал брать уроки у известного педагога Софьи Абрамовны Кучерской. - Мне очень хотелось побывать в Швейцарии на пике Матер Хорн. Мечта осуществилась. Еще раньше, в 1960-м, Анатолий Витальевич в составе туристической группы побывал на Олимпийских играх в Италии, в Риме, итоги которых по возвращении домой освещал по республиканскому телевидению. Вместе с чемпионом СССР по конькобежному спорту Виктором Косичкиным поднялся на Везувий, у подножия которого раскинулся живописный Неаполь. Посетивший Алма-Ату в 70-х, президент парижской студии грампластинок “Шан Дюмонд” Жан Руар, побывавший в гостях у Кельберга, предложил ему работу во Франции в качестве советника по культуре. Анатолий Виталий отказался. - Вся моя жизнь связана с родным городом, хотя родился я в Ленинграде. Меня приглашали работать в Москву, но вряд ли я смог бы там жить. У меня трое детей и шестеро внуков. Жена, с которой прожито 52 года. Несмотря на трудности, которые приходилось преодолевать, я всегда испытывал радость жизни. Она прекрасна! Салтанат Исмагулова
|