16 января 2004
№ 02 (294)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Три “кита” процветания

Владлен Постнов

Еще сравнительно недавно - в начале 90-х - в среде казахстанских журналистов, политологов и политиков считалось хорошим тоном сверять местные политические “часы” с российскими. Априори утверждалось, что мы отстаем от соседней державы в среднем на полгода-год.
Однако в последнее время ситуация не просто изменилась - она развернулась фактически на сто восемьдесят градусов. Казахстан сегодня - признанный лидер по темпам экономических, структурных да и во многом политических реформ на постсоветском пространстве. Этот факт признают авторитетнейшие политики и эксперты как в ближнем зарубежье, так и в дальнем

Священная корова,
а не дойная

В марте 2002 года министерство торговли США присвоило Казахстану статус страны с рыночной экономикой. Полгода спустя международное рейтинговое агентство Мооdy’s повысило инвестиционный рейтинг нашей страны по облигациям в иностранной валюте с ВА-2 до ВааЗ. Два других важнейших рейтинга - по банковским депозитам в инвалюте и по долгосрочным заимствованиям правительства в нацвалюте - повышены соответственно до Ваl и Вааl. По этому поводу даже традиционно невозмутимый российский премьер-министр Михаил Касьянов заметил: “Впервые за всю новейшую историю Казахстану - первому из государств бывшего СССР - присвоен столь высокий инвестиционный рейтинг”. Фраза более чем показательна: впервые бывшая “метрополия” фактически равняется на нас!
Другой авторитетный россиянин - советник президента РФ по экономике Андрей Илларионов - заявил, что сейчас новым внешнеэкономическим ориентиром для России должен стать Казахстан, поскольку “правильная политика властей республики позволила Казахстану сравняться с Россией по размеру ВВП на душу населения, тогда как десять лет назад этот уровень составлял 40 процентов от ВВП РФ”.
Столь обширный экскурс автора этих строк в совсем недавнее прошлое отнюдь не случаен. В определенных политических кругах нашей страны раздаются голоса, утверждающие: последние события в России (прежде всего “дело Ходорковского”) рано или поздно неизбежно приведут к аналогичным “движениям” в Казахстане. А закончиться, дескать, это может чем угодно - вплоть до пересмотра итогов приватизации. Однако в недавнем выступлении главы государства на XI Форуме предпринимателей прозвучали слова: “Частная собственность - это священная корова, а не дойная”.
Вся речь Нурсултана Назарбаева была пронизана одним лейтмотивом: предпринимательство во всех своих законных формах и проявлениях должно продвигать развитие страны, и всякая сила, препятствующая этому, - есть сила антигосударственная.
О многом говорят и последние новации в законодательстве. После успешно проведенной пару лет назад легализации капиталов на основе принятого парламентом закона сейчас депутаты готовятся пойти еще дальше - легализовать приватизированную собственность.
В то же время Казахстан не может и не будет спокойно взирать на то, как инвестор (отечественный или иностранный) ущемляет интересы государства, общества. Поэтому сейчас готовится правовое обоснование привлечения юридических лиц, грубо нарушающих казахстанское законодательство, к уголовной ответственности. По мнению заместителя руководителя администрации президента Игоря Рогова, “это общепринятая практика на Западе”. И это, надо заметить, вполне согласуется с первым из семи приоритетов Стратегии социально-экономического развития Казахстана до 2030 года. Приоритет этот - национальная безопасность.
Да, сегодня базовые отрасли нашей экономики - горнорудная и нефтедобывающая - в значительной степени контролируются иностранными и транснациональными компаниями. Но задача государства добиться от них, во-первых, полной прозрачности в налоговой сфере, а во-вторых, паритетного участия отечественных производителей в реализации подписанных с ними контрактов. В этих целях в правительстве страны разрабатывается несколько законопроектов, в том числе “Соглашение о разделе продукции (СРП)”.
Выступая в Петропавловске на республиканском совещании премьер-министр РК Даниал Ахметов назвал этот закон “совершенно новым, уникальным для Казахстана. В нем будет четко подчеркнуто казахстанское содержание, казахстанская составляющая”.

На плечах этих “кариатид” - будущее

Пропуск в ВТО
Надо признать, что первые шаги по этому пути даются республике с боем. Недавно в Актау состоялась конференция с участием представителей местных властей и нефтедобывающих компаний. Выяснилось: у власти на местах более чем достаточно претензий к иностранным инвесторам. Прежде всего в области соблюдения принятых в республике экологических норм и необходимости для инвесторов размещать свои заказы на казахстанских предприятиях.
Разумеется, нельзя согласиться с практикой, когда инвесторы везут из-за “трех морей” не только станки и оборудование, но даже мелочи: от сапог и рукавиц до галет и минеральной воды. В связи с этим глава правительства твердо заявил о готовности помогать там, “где отечественные предприятия сталкиваются с недобросовестной конкуренцией зарубежных партнеров, или, скажем, последние опираются на кредитную или иную поддержку своих государств”.
В то же время премьер-министр с сожалением констатировал: большинство казахстанских предприятий пока еще не готово к полноценной конкуренции на мировых рынках. “Если предприятия, длительное время защищенные заниженным обменным курсом валюты, низкими энерготарифами и относительно небольшими по среднемировым меркам расходами на оплату труда, продолжают требовать повышения импортных пошлин или иных незаслуженных привилегий, это говорит только о предельной неэффективности управления и отсутствии шансов на выживание в нормальных рыночных условиях”.
Казалось бы, в таком контексте планы Астаны в 2005 году вступить в ВТО - не более чем радужные прожекты. Однако и глава государства, и премьер-министр всерьез говорят о необходимости технического и технологического перевооружения ключевых отраслей экономики не позднее чем к 2005 году. Обоснована ли такая постановка вопроса?
Сегодня, полагаю, с уверенностью можно сказать: да, обоснована. Во-первых, у правительства есть четкая программа действий - Стратегия индустриально-инновационного развития (СИИР). Во-вторых, сложившаяся на мировых сырьевых рынках благоприятная ценовая конъюнктура высвободила серьезные инвестиционные резервы. Наконец, в-третьих, в республике за годы суверенитета удалось сохранить научно-технологический потенциал. Созданные в рамках СИИР инвестиционные, инновационные, маркетинговые структуры уже набирают обороты.
К примеру, президент ЗАО “Казахстанское контрактное агентство” Нурлыбек Иманбаев заявил, что к 2015 году уровень казахстанских предприятий в нефтяных проектах достигнет 50 процентов. Уже в будущем году планируется завершить создание единого электронного кадастра казахстанских производителей и иностранных инвесторов, с помощью которого производители смогут находить потребителей и наоборот. Более того, сейчас разрабатываются гибкие требования минимального объема участия казахстанских производителей в осуществляемых иностранными инвесторами проектах.
Кстати, именно это обстоятельство, как показала упомянутая конференция в Актау, вызвало у иностранцев наибольшее недовольство. Они назвали эту меру “нерыночной”. Что ж, возможно, своя логика в этом есть. Но, с другой стороны, иначе мы просто обречены в недалеком будущем на технологическую консервацию и отсталость.
На сегодняшний день всего 14 (!) казахстанских предприятий выпускают продукцию, отвечающую международному стандарту качества 1.8.0. Этого крайне мало! Тем более что не нефтью единой будет жить Казахстан. Согласно той же СИИР уже через несколько лет, с началом промышленной нефтедобычи в казахстанском секторе Каспийского моря там планируется создать серьезные нефтехимические предприятия с самым широким ассортиментом продукции: от стойких полипластмассовых труб для нефтепроводов до пластиковых столов и стульев для ресторанов и кафе в прибрежных зонах отдыха. Заметим в скобках, что Каспий авторы СИИР рассматривают отнюдь не только как нефтяную кладовую, но и как потенциальную казахстанскую Ривьеру, способную привлекать сюда туристов со всего мира.

Запомнить даты:
2005, 2015, 2030

Но все же основная цель таких структур, как ККА - раскрытие и наращивание потенциала казахстанских производителей товаров и услуг для выхода на международные рынки. Трудно не согласиться с главой агентства г-ном Иманбаевым в том, что “нефтяные проекты являются цикличными, поэтому нельзя рассчитывать на них постоянно”. Кстати, это уже поняли в США, Германии, Японии, Сингапуре, давно перешедших от индустриального к сервисно-технологическому развитию. Это означает ставку не на производство сырья или даже полуфабрикатов, а на оказание высокотехнологичных услуг (IT-технологии, программное обеспечение и т.д.).
Ныне эта задача встает перед Казахстаном, что называется, в полный рост. Для ее решения предстоит сделать еще очень и очень многое. К примеру, превратить сельское хозяйство из бездонной бочки, куда на протяжении многих лет уходили миллионные дотации, в конкурентоспособную на внешнем рынке отрасль. Определенные подвижки в этом направлении заметны уже сейчас. Правда, пока агросектор демонстрирует не столько качественный, сколько количественный рост объемов валовой продукции зерна, поголовья скота. По сути, если проводить аналогию с промышленностью, то для агросектора Казахстана сегодня характерна сырьевая направленность.
Специалисты считают, что сельское хозяйство необходимо диверсифицировать. Это сразу же повысит экспортную привлекательность отрасли. Если средняя экспортная цена одной тонны пшеницы уже несколько лет держится на уровне 80-90 долларов, то такой же объем растительного масла в 6,5 раза дороже, а хлопкового волокна - в целых 10 раз. Заманчиво? Еще как! Тем более что потенциально емким рынком для нашей сельхозпродукции вполне может стать огромный Китай. Консультант министерства сельского хозяйства Германии д-р Джордж Мулл на проходившей в Алматы международной конференции Agrica-2003 привел только один пример: чтобы удовлетворить внутренние потребности в продовольствии, через 30 лет Китай будет вынужден скупать около 90 процентов всей производимой в мире пшеницы. О животноводческой продукции и говорить не приходится...
Однако Казахстану, чтобы встать в ряд с крупнейшими агроэкспортерами мира, необходимо решить самую сложную проблему - транспортную. Не случайно развитие транспортной инфраструктуры - один из ключевых приоритетов Стратегии-2030. Поэтому вполне логично обсуждение на одном из последних заседаний Совбеза РК подготовки Стратегии развития транзитно-транспортного потенциала. Перспективы нашей страны в этом плане огромны. Достаточно сказать, что Казахстан находится на пересечении пяти межконтинентальных транспортных коридоров. Увы, извлечь из этого полновесные выгоды пока не удается.
Во-первых, потому что парк грузового автотранспорта страны морально устарел процентов на 80, а 66 процентов дорожного покрытия требует немедленной реконструкции. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не предпринимается. Так в октябре прошлого года торжественно открыта трасса, связывающая старую и новую столицы - Алматы и Астану. По оценкам экспертов, она соответствует самым строгим международным стандартам. Министр транспорта и коммуникаций Кажмурат Нагманов пообещал: к 2015 году такими станут все дороги в нашей стране.
Словом, сегодня ясно одно - в Казахстане есть, как минимум, две отрасли, способные выступить локомотивом всей экономики. Это нефтедобыча, на базе которой “подтянутся” самые разные отрасли, и агросектор, стимулирующий сельхозпереработку, легкую промышленность, транспорт. Вот два кита, на которых держится грядущий прорыв нашей экономики. Кстати, уже сегодня экономический рост в стране зарубежные эксперты называют не иначе как “казахстанским чудом”.
Третий “кит” - то, что в Стратегии-2030 названо “качеством населения”. Действительно, все приезжающие к нам гости из стран Запада отмечают недюжинный образовательный, интеллектуальный уровень казахстанцев. Вот и выходит, что именно люди - тот “приводной ремень”, без которого мертвы самые умные программы, концепции и стратегии. Можно не сомневаться - Стратегии-2030 эта участь не грозит.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп