Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
ПОГОВОРИ С НЕЙ Георгий Афонин Что такое любовь сегодня? Возможна ли она вообще? С этих вопросов жизнь четырех героев в новом фильме классика мирового кино Педро Альмодовара начинает свое путешествие по прошлому, настоящему и будущему, приводя всех к неожиданному финалу Представленная киноклубом Олега Борецкого в рамках программы европейского кино потрясающая романтическая драма Педро Альмодовара по-новому раскрывает вечные темы любви, одиночества и страсти, удивляя оригинальностью сюжета, операторской работой и музыкой одного из лучших композиторов европейского кино Альберто Иглесиаса. Картина номинируется на “Оскар”, и уже получила массу престижных премий, включая “Золотую пальмовую ветвь” в Каннах и “Золотой глобус” 2003 года.
| Досье “НП” Педро Альмодовар Кабальеро родился в 1951 году в Ламанче, Испания. В 1967-м переезжает в Мадрид, работает клерком, певцом, литератором и до 1978-го, снимая короткометражные фильмы, остается никому неизвестным. В 1980-м, после фильма “Pepi, Luci, Bom y otras chicas del montyn”, он становится одним из самых популярных режиссеров Испании, а международный хит “Что я сделал такого, что заслужил это?” приносит ему мировую известность. “Все о моей матери” - премия за лучшую режиссуру в Каннах-99, “Сезар-2000”, BAFTA-2000, “Высокие каблуки” - “Сезар-93”, “Женщины на грани нервного срыва”, “Живая плоть”, “Цветок моей тайны”, “Лабиринт страстей”, “Матадор”, “Закон желания”, “Свяжи меня”. |
“Поговори с ней” - это история об одиночестве и искусстве общения, когда монолог становится одной из форм диалога. О том, как рассказанная простыми словами она может остановить время, сделав зрителя своим героем. Причем героем, как это всегда бывает у Альмодовара, настоящим, а значит, плачущим, смеющимся и страдающим. Таков и сам Альмодовар, культурный герой современной Испании - яркий, ранимый, и злой ожог на уставшем от собственных клише теле постфранкистской культурной реальности. Но герои, населяющие психологическую драму “Поговори с ней”, наследуя главные “родовые признаки” режиссерского стиля, все же отличны от тех, что эксцентричный дон Педро помещает в своих фильмах все двадцать лет творчества. Как говорит сам режиссер, мелодрама дает возможность говорить о чувствах, не боясь грубых преувеличений, но и не превращая все в трагедию. Таковы его ранние работы “Лабиринт страстей” (1983), “Матадор” и “Закон желания” (1986), “Женщины на грани нервного срыва” (1987), исполненные в стилистике кича, гением которого он стал подобно Энди Уорхолу в поп-арте. Перед зрителем - общество эпохи постмодерна - общество фикций, мозаичной культуры и тотального господства mass media. Альмодовар - сам гражданин и персонаж этого общества, воплощение экстравагантного и эклектичного характера современной культуры, талантливый хулиган, провокатор, великолепный маргинал, плюющий на этикет, для которого творчество - не интеллектуальный эпатаж, а скорее эстетический вызов ханжеству и двойной морали, почему сегодня Альмодовар и воспринимается не как деятель кинематографического андеграунда, а как подлинный культурный герой Испании, тот редкий европейский режиссер, которого выбирает Америка. Поэтому даже те, кто считает его искусство легкомысленным и аляповатым, не могут отрицать, что вопреки своему космополитизму Альмодовар стал самым значительным режиссером современного испанского кино, творцом его нового постмодернистского образа. “Поговори с ней”, как и все фильмы Альмодовара о сегодняшнем дне, правда, как это обычно бывало, не о женщинах, а о мужчинах. Большой эксцентрик дон Педро на сей раз далек от кича: все происходящее на экране: вечная нежность, всегда несчастная любовь и много берущих за душу деталей, все для того, чтобы зритель, как Бениньо, заплакал навзрыд.
Вместе с тем это классический фильм Педро Альмодовара, в котором автора можно идентифицировать с первого кадра: мелодрама, полная боли, страстей и искрометного юмора. В картине нет ни трансвеститов, ни эксцентричных выходок-гэгов, без которых не обошелся самый знаменитый фильм режиссера “Все о моей матери”, в нем есть главное - любовь. А кроме того, новый фильм отвечает на несколько вопросов, небезынтересных для зрителя. Например, может ли женщина быть тореадором, и реально ли забеременеть, находясь в коме? “Неряшливое” техническое качество ранних работ Альмодовар преодолел лишь в “Лабиринте страстей”, который считается его настоящим профессиональным дебютом. Но уже в первых картинах обращают на себя внимание характерные, развившиеся впоследствии черты оригинальной режиссерской манеры. Например, герои часто появляются из угла кадра и пересекают экран без изменений в перспективе, что создает плоскостной эффект и приближает изображение к комиксу или телерекламе. Происходит это, как считают критики, из-за отсутствия академической подготовки. Однако сам Альмодовар заявляет, что единственный критик для него это - глаз, полагаясь на который можно творить все что угодно, даже противореча законам кинематографа. Сегодня Альмодовар разговаривает со зрителем на особом языке: огонь, много красного цвета и страсть, которой дышит каждый кадр. Знаменитые крупные планы лиц и глаз, мастерски снятые Хавьером Агирресаробе, безупречная стильность, динамичный клиповый монтаж ведут зрителя по сюжетной канве и держат в неослабевающем напряжении все 112 минут картины. Двое мужчин, случайно оказавшихся рядом в зрительном зале, журналист Марко (Дарио Грандинетти) и медбрат Бениньо (Хавьер Камара) несколько месяцев спустя снова встречаются, но уже в клинике. Здесь Бениньо ухаживает за впавшей в кому студенткой балетной школы Алисией (Леонор Уотлинг), в которую тайно влюблен. Парень не только умывает свою подопечную, стрижет ее, делает маникюр и массаж. Он постоянно общается с возлюбленной, разговаривает с ней. Причем его любовь, быть может, и не предполагает выздоровления Алисии. Вряд ли девушка разделила бы судьбу и чувства этого “человека со странностями”. А так...он может быть рядом с ней постоянно. Марко же в поисках интересного персонажа для интервью знакомится со знаменитой на всю Испанию женщиной-торреро Лидией (Росарио Флорес). Их знакомство перерастает в страстную любовь, но все надежды рушит трагедия на корриде. Женщина выходит один на один с огромным быком, вызывая рукоплескания восторженной толпы, но удар разъяренного зверя повергает Лидию в кому. Она оказывается там же, где и Алисия, а безутешному Марко врачи объявляют, что шансов у нее практически нет. Схожие судьбы объединяют мужчин, но Бениньо счастлив, а Марко страдает, будучи не в силах выразить Лидии свои чувства. Видя отчаяние друга, Бениньо дает ему совет: “Поговори с ней”. Поначалу это воспринимается как издевка, но, доверившись другу, Марко понимает, что отныне слова становятся оружием против одиночества, безумия и смерти. Теперь только сокровенные разговоры связывают любимых, и надежда, что, может быть, простые слова сотворят чудо, на которое так надеются Марко и Бениньо. Прихотливо смонтированные разновременные эпизоды картины демонстрируют не столько поток сознания современного героя, сколько саму невозможность, или, вернее, ущербность в наше эгоистичное время таких явлений, как любовь, дружба и преданность. Но чудо в фильме Альмодовара все же происходит...
|