26 декабря 2003
№ 51 (291)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Итоги 

Не в деньгах счастье, как говорят банкиры

Светлана Грибанова

Не войти в новый год, не отряхнув с ног прах прошлого. Пора нам подсчитать и прибыль, и убытки, свести дебет с кредитом, как говорят бухгалтеры. Ну-с, чем год уходящий, финансовый, нам запомнится: показал ли нам “козью морду” или только сделал “козу”?

Падение
на два года

Непредсказуемый норов “Козы” в полной мере ощутили на себе нумизматы, всем валютам предпочитающие твердый американский доллар. К сожалению, твердость его была явно переоценена: к середине года обменный курс упал до уровня 2001 года, преодолев рубеж 147 тенге за доллар.
Причинами слабости доллара стали как внешние политические и экономические события - война в Ираке и общее падение доверия к американской валюте, а также сохраняющаяся до сих пор на мировых рынках высокая цена на нефть, так и внутриэкономические реалии Казахстана. В частности, не выдержал бакс конкуренции с тенге, когда в страну потекли нефтедоллары. Еще более ослабли позиции “зеленого”, когда несколько банков разом привлекли займы из-за рубежа. Казкоммерцбанк разместил свои еврооблигации на сумму 500 миллионов долларов, Банк ТуранАлем - на 225 миллионов долларов, Темiрбанк - 20 миллионов долларов. Итого 745 миллионов долларов, большая часть которых продавалась на Казахстанской фондовой бирже. Только за один день, 3 июня, тремя банками было продано на KASE 85 миллионов баксов. Именно тогда доллар упал ниже 150 тенге.
Даже специалисты Нацбанка не смогли предугадать укрепления тенге. В бюджет на 2003 год был заложен прогнозный курс на уровне 161 тенге за один доллар.

Казахстан - большая стройка

А жизнь-то
подорожала!

Еще одно событие года, которое можно бы отнести к достижениям. Средняя зарплата по республике, по данным Нацбанка, к середине текущего года “потянула” по новому курсу на 150 долларов с хвостиком, то есть составила 22 665 тенге.
Живи да радуйся! Но вот незадача: цены быстренько подтянулись к зарплатам. Если и в прошлом, и в первом полугодии нынешнего года постоянно снижался уровень инфляции, а в некоторые месяцы даже наблюдалась дефляция (инфляция со знаком минус), то за одиннадцать месяцев, по данным того же Нацбанка, она сложилась на уровне 5,8 процента и, скорее всего, к концу года превысит прогнозируемый уровень в 6,5 процента. Ну это официальные цифры. Реально подорожало буквально все, причем ни на какие-то доли процентов, а на весомые сотни тенге. Достаточно походить по базару, чтобы убедиться: продуктовая корзина обойдется минимум на тысячу дороже. Денег у людей много, клиентов дорогих супермаркетов становится все больше. Цены в верхнем секторе торговли, для богатых, растут, а к ним подтягиваются и цены на рынках, где отоваривается основная масса населения.
Нацбанк даже намерен повысить ставку рефинансирования, если по итогам года инфляция превысит 7 процентов.

Рост капитала
Все чаще в уходящем году приходилось слышать от банкиров, специалистов пенсионной накопительной системы, экономистов, что в Казахстане существует избыточная ликвидность, то есть слишком много денег, девать некуда. Да и президент Нурсултан Назарбаев во время встречи со своим коллегой Владимиром Путиным в Омске подтвердил это мнение. В частности, он заявил буквально следующее: “Казахстанские банки накопили средства, которые перегревают экономику Казахстана, им нужен выход для инвестиций”. Это макроэкономика. А население ощутило на себе прелести обогащения в росте цен буквально на все.
Строительный бум, охвативший обе столицы и нефтяные Актау с Атырау, бурное развитие ипотеки - это все из той же песни “Денег девать некуда”. Хотя, конечно, много таких мест, где средств катастрофически не хватает. В частности, в обрабатывающей промышленности. Соотношение между горнодобывающей отраслью и реальным сектором все время ухудшается. Инвесторы не хотят вкладывать деньги в обрабатывающую промышленность: доля инвестиций в этот сектор в первом квартале 2003 года по сравнению с тем же периодом предыдущего упала на 1,5 процента. Специалисты называют причину, по которой инвесторы не хотят финансировать обрабатывающую промышленность: небольшая численность населения и его низкая платежеспособность. Да, но при этом денег нам девать некуда!

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп