19 декабря 2003
№ 50 (290)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

Аральная контрацепция

Ольга Медведева, Андрей Губенко

Далеко не все знают, что на “свежих” географических картах Казахстана появятся два новых моря - Большой Арал и Малый Арал. А в ближайшие годы на эти карты внесут существенные поправки: Большой Арал разделится на два водоема - быстро усыхающую восточную часть и более глубоководную западную часть. Водоразделом станет печально знаменитый своим биополигоном остров Возрождения. Однако особой истерики по этому поводу закатывать не стоит: Малый Арал вернется в свои берега 500-летней давности

Парадокс
Арал - относительно молодое море на земле: по утверждению ученых, оно появилось 10000 лет назад, в период потепления климата, когда воды рек Амударьи и Сырдарьи заполнили обширную низину в центре пустыни.
Во времена советского хозяйствования в связи с зарегулированием стока рек для орошения полей уровень моря снизился на 11,4 метра!
В 1975-1979 годах на Арале прекратили свое существование пароходство и промышленное рыболовство, исчезли рыбацкие поселки, тысячи семей рыбаков стали беженцами на своей родине. Из-за гибели моря уже исчезло более 200 видов флоры и фауны.
Вначале географическое, а теперь уже и биологическое разделение Аральского моря на два водоема - факт. Северная часть, имеющая площадь более 3000 квадратных километров, называется Малым морем. Основная - южная часть, или Большой Арал, - в 12 раз больше по площади и втрое (!) солонее (до 60-80 грамм на литр).
На картах Арала за последние 50, 30, 10 лет море по своим очертаниям похоже на человеческий зародыш, который развивается вспять.
Звучит угрожающе. И тем не менее... слухи о смерти Арала сильно преувеличены. Об этом свидетельствует наука. За свою историю Аральское море благополучно пережило несколько реинкарнаций. 500 лет назад весь Арал был таким же маленьким, как нынешнее Малое море. В доказательство этого на высохшем дне Арала ученые нашли древние казахские могилы и следы обитания человека.
То есть процесс, который сейчас происходит, - хоть и антропогенный, но естественный.

Это уже не история. Это археология

Дамбы из песка
Но тогда, если верить науке, становится непонятной эта публицистическая истерия о спасении Арала. Моря поднимаются и опускаются, земля вертится, день сменяет ночь. Иногда это неприятно, но никому ведь не приходит в голову сеять панику по поводу прихода зимы.
Кому выгодны эти разговоры об “аральской трагедии”?
Прежде всего избавимся от неврастенических эпитетов: трагедия! катастрофа! За все время Аральского кризиса - а это примерно с середины 60-х годов прошлого века - много говорилось о программах спасения Арала. Начиная с самодеятельных.
Еще в начале 70-х годов, предвидя разделение моря, рыбаки внесли предложение построить дамбу на проливе Берга, чтобы сохранить северную часть, куда впадает Сырдарья. Но прошло 20 лет, когда 12-километровую дамбу решили-таки соорудить. Народная стройка песчаной “плотины” позволила всего за 4 года значительно улучшить ситуацию в Малом Арале - морская вода близко подошла к бывшему портовому Аркалыку. Но шторм в апреле 1999 года, разметав самодельную запруду, повернул воды вспять.
Не справившись со стихией с шашкой наголо, “спасители” решили поставить дело на серьезную финансовую основу. В прошлом году на реализацию проекта по восстановлению стока реки Сырдарьи и улучшение ее дельты, а также строительство Кокаральской плотины выделено 85 миллионов долларов, в том числе 64,5 миллиона от Всемирного банка и 21 миллион из республиканского бюджета.
Суть проекта в следующем. Из-за маломощности гидроузлов на Сырдарье Казахстан в течение 30 лет вынужден был лить воду на узбекскую “мельницу”; миллиарды кубометров воды из Шардаринского водохранилища сбрасывались в Арнасайскую впадину (Узбекистан). Теперь же, по замыслу авторов программы, все будет по-другому. Ситуация мало-помалу улучшается. После завершения реконструкции Айтекского гидроузла (20 километров ниже Кызылорды) попуск воды из Шардаринского водохранилища увеличится вдвое. На очереди “реанимация” Кызылординского и Казалинского гидроузлов. Все это, безусловно, должно сказаться на водных запасах Малого Арала.
Кроме этого, в проливе Берга россияне начали возведение дамбы “с учетом гидрологических условий и ветров”. Она рассчитана на поднятие воды до уровня 43 метров. Как заверяют ученые, дамба восстановит Малое море в прежних размерах, создаст условия для воспроизводства рыбных запасов, в том числе совершенно нового вида для Арала - камбалы. Одно “но”. И эта дамба может в одночасье рухнуть, поскольку возводится она не из бетона, а опять из песка.

Проблемы беспозвоночных
Впрочем, это не единственные деньги, вбуханные в решение проблемы Арала. Три года назад европейское сообщество в рамках программы содействия странам СНГ (INTAC) выделило деньги на ряд научных исследований в зоне аральского кризиса с целью уточнения и научного прогнозирования обстановки в этом регионе. Над одним из проектов “Аральское море” работали целых пять научно-исследовательских групп: две казахстанские, французская, российская и ирландская.
Специалисты Национального космического центра Франции через свои спутники изучали состояние вод Арала (соленость, уровень, количество осадков, толщина снега, льда).
Группа профессора Дуйсена Садыкова, собрав полные данные по стоку вод Сырдарьи и Амударьи, выстроила математическую модель Арала с целью прогноза его будущего. Изучалось несколько сценариев развития Арала: что будет с морем, если Сырдарья в полном объеме впадает в Арал; если Сырдарья уйдет на орошение полей и прекратит свой сток в море; если Амударья и Сырдарья пересохнут и так далее. Группа россиян под руководством Николая Аладина определяла состав бентоса и зоопланктона моря. Ирландцы изучали механизм приспособления беспозвоночных, в частности рачков Артемия Салина, к изменениям солености воды.
- Наша группа изучала практическое значение моря, - рассказывает заведующий лабораторией Института биологии КазНГУ Махамбет Таиров. - Кому это море нужно? Тому, кто его “доит”, то есть рыбакам. Задача нашей группы - посмотреть, каковы рыбные запасы, достаточно ли будет рыбы на ближайшие десятки лет и так далее. В настоящее время в Арале осталась только камбала, другая рыба из-за повышенной солености воды ушла в Сырдарью. Для рыбаков сообщаем: по мере того, как море будет подниматься и становиться более пресным, в него вернутся сазан, судак и другие рыбы. Интересный момент: ученые предсказывают настоящие рыбные войны за право, кому быть хозяином моря. Поначалу победа останется за косяками камбалы, потом рыбы заключат мир.

Они же - эти ученые - считают, что не мешало бы такой мир заключить и тем, кто зарабатывает политические дивиденды на гибели Арала: ведь пока умирает Арал, пока все говорят о катастрофе, республика получает помощь на его спасение.

Рыбак, помоги себе сам
Не принижая важности вопроса о приживаемости беспозвоночных, заметим, что вот это-то последнее обстоятельство - помощь (подчеркнем, финансовая) - и является, наверное, определяющим для понимания аральской проблемы. Ученые защищают диссертации, кто-то зарабатывает деньги, иные делают политическую карьеру... Вот только Арал все никак не “спасается”.
Рискнем предположить крамольную мысль, что никому из заинтересованных лиц и организаций это “спасение” особенно не нужно. Мало того, невыгодно. Практичные экономисты - оппоненты “истеричных экологов” - отмечают, все ранее существовавшие программы и попытки “спасения” Арала уж очень смахивали на большую аферу в государственных масштабах, потому как выделяемые средства до конкретных жертв этой “экологической катастрофы” - самих аральцев - не доходили. Где оседали миллионы долларов?
Не проще ли было и тогда и сейчас экономически разумно подойти к этой проблеме: просто-напросто предложить рыбакам, которые вот уже десяток лет сидят без работы, и их семьям переехать в благоприятные для жизни регионы, туда, где есть потребность в их руках? Хотят аральцы стать степняками - пожалуйста, в Казахстане полно пустующих аулов, хотят жить у самого синего моря - рядом с тем же озером Балхаш или Каспием места хватит всем.
Государство тем самым не бросит своих несчастных граждан на произвол судьбы. Страна вполне могла бы выделить средства на это переселение.
Естественное поведение человека - обеспечить достойную жизнь себе и своим родным, своим потомкам. Ради этого люди, как свидетельствует история, снимались с насиженных мест и отправлялись на другой край земли. В поисках здорового климата, куска хлеба, работы, преимущественно работы, которая и обеспечит кусок хлеба и нормальные условия жизни. А тут-то и ехать далеко не надо - в пределах одной страны.
Государство, повторимся, даже могло бы финансово помочь совершить этот, не спорим, ответственный поступок. И многие, мы думаем, отзовутся на этот призыв. Ну а те, кто все же останется...
Есть ли смысл раз за разом вбухивать средства в ту “черную дыру”, в которую с годами превратился Арал? Тратить далеко не лишние деньги на фантастические проекты, чуть ли не пресловутые “повороты рек”? Кормить паразитов, которые по дороге эти деньги разворовывают?
А главное, не понятно ли, что люди, живущие на обреченной земле и при этом не пытающиеся изменить свою жизнь к лучшему, люди, которым достаточно той жалкой помощи, тех мизерных, но верных пособий, которыми их поддерживает государство, короче, тем людям, которые сами не хотят себе помочь, - им уже никто не поможет.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп