19 декабря 2003
№ 50 (290)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Потребитель 

Культура обмана

Светлана Грибанова

Когда-то весь Союз смеялся над бессмертной фразой Аркадия Райкина: “Пусть будет все, но чего-нибудь все же не будет”. Жизни без дефицита не могло быть по определению. Буквально за десять лет мы совершили прыжок от тотального безтоварья к товарному изобилию. Сегодня можно купить буквально все - в соответствии с доходами, запросами и вкусами. Привычные безликие названия “Продмаг”, “Овощи-фрукты” и “Галантерея” сменились не менее безликими, но куда более звучными: “Мини-маркет”, “Супермаркет”, “Гипермаркет”. Заметили: все отличие в приставке, означающей размер магазина. В принципе, джентльменский набор продуктов и товаров везде один и тот же. И почти во всех, за малым исключением, можно обнаружить один и тот же дефицит - культуры торговли

К сожалению, даже в самых “крутых” или претендующих на это звание магазинах прижились советские приемы торговли: обсчет, хамство и обвес, хотя последний пережиток встречается реже и то потому, что в супер- и других маркетах принято торговать расфасованными продуктами.
До сих пор продавцы не поняли: главный человек в магазине тот, который стоит по ту сторону прилавка. Совковое корпоративное превосходство торговых работников над обычными людьми изжить гораздо труднее, чем избавиться от товарного голода. А хамское “Все цены - на витрине!” в ответ на робкое “Сколько стоит...” передается, очевидно, как заветы Ильича, из поколения в поколение.
Впрочем, это мелочи. В конце концов, можно уйти и больше никогда ни ногой в этот магазин, может быть, продавцы поймут смысл фразы: покупатель голосует тенге.

На рынке надежней?

Совсем другое дело, когда нас обсчитывают. Есть в Алматы несколько супермаркетов, слишком известных, чтобы их называть, где при якобы западных стандартах обслуживания взять с покупателя лишние деньги - святое дело. Не раз приходилось слышать об этом от знакомых, да и читатели “НП” порой сообщают о подобных безобразиях.
Казалось бы, все эти магазины оборудованы самыми современными кассовыми аппаратами, которые отражают цену каждого товара и выводят итоговую сумму. Но время от времени, особенно часто это происходит в час “пик” - после 18 часов, оборудование дружно выходит из строя, и кассиры вынуждены подсчитывать стоимость покупки вручную, на калькуляторе. Вот тут и обнаруживаются удивительные вещи: сумма минимум на тысячу тенге превышает реальную. Правда, обнаруживают ошибку очень внимательные покупатели, а таких, сами понимаете, немного. С кассиров же спрос невелик, обычно они отговариваются тем, что в такой суете случайно нажали не ту цифру. Но при этом как-то умудряются никогда не ошибиться в пользу покупателя.
Возможно, читатель усомнится, что обсчет идет не на 5-10 тенге, а именно на тысячи. Но постоянные клиенты супермаркетов знают, что в эти магазины люди ходят обычно не за булкой хлеба и литром молока (хотя, конечно, есть и такие покупатели), а запасаются на несколько дней продуктами, овощами, фруктами, средствами гигиены. Очень часто закупают продукты и напитки на торжества. Да и цены в супермаркетах выше, чем на рынках и в обычных магазинах. Вот и получается, что счет идет именно на тысячи тенге. Сужу по собственному опыту: минимальная сумма, потраченная мною в таком магазине, - тысяча с копейками.
Когда покупатель накладывает в тележку пакеты, банки, бутылки, вряд ли будет прикидывать, на сколько они потянут - мы ведь не счетные машины, а с калькулятором ходить в магазин у нас не принято. Мы изначально готовы выложить сумму, выраженную, как минимум, четырехзначным числом. Поэтому нас не шокирует названная кассиром цифра, и перепроверять мы ее не станем. К тому же довольно высокая планка сервиса в этих магазинах усыпляет нашу бдительность. Мало того, мы еще и спасибо скажем, да и друзьям-подругам посоветуем “свой” магазин.
Иностранцы, которые также предпочитают отовариваться в привычных им супермаркетах, тем более никогда не сомневаются в честности продавцов. Да и для нас это дикость: что ни говори, отвыкаем мы потихоньку от стандартов советской торговли. Другой вопрос, почему они все же так живучи? Обвинить в обсчетах только кассиров, мол, они так себе дополнительные деньги к зарплате делают, язык не повернется. Не может это происходить без участия начальства. Может быть, все дело в том, что магазинами руководят люди, из которых эти стандарты не вытравишь никаким западным лоском?
Есть такая поговорка: на базаре два дурака - один продает, второй покупает. Пора бы всем поумнеть.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп