Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Одежда второй свежести Анна Шелепова, Светлана Грибанова
Афишировать тягу к “секонд хэндам” (для непосвященных: “одежда из вторых рук”) у нас не принято. Когда друзья и коллеги восхищаются сверхмодным фасоном или супермаркой джинсов, герои дня обычно умалчивают о ее происхождении, если она приобретена в “секонде”. Мы знаем массу респектабельных и высокооплачиваемых людей, которые, таясь и скрываясь от знакомых, предпочитают одежду покупать здесь, а не в бутиках. Так уже сложилось, что эти магазины у нас есть, а одежды из них, получается, нет. Мы вплотную занялись исследованием вторичного рынка товаров. И оказалось, что у этого незаметного бизнеса существуют те же проблемы, что и у любого другого Тема “секонд хэндов” вызвала в нашей редакции бурное оживление. Мнения разделились. Кто-то считает, что лучше покупать одежду б/у европейского качества, чем китайское новье на барахолке. Другие морщат носы при словах “секонд хэнд”, мол, это одежда чуть ли не с покойников. Третьим все по барабану: они отовариваются в бутиках и имеют смутное представление как о рынках, так и о “секондах”. В принципе, можно сказать, что мнение наших коллег отражает как в капле воды отношение к этой сфере всего общества в целом. Два вопроса: когда и с чего все начиналось и кому это выгодно? Старшее поколение, очевидно, помнит, что в советские времена были распространены “комиссионки”, где продавали ношеные вещи. Да и на вещевых рынках в основном торговали тем же “секонд хэндом”. В эпоху тотального дефицита это была одна из немногих возможностей “упаковаться”, потому что большинство товаров были самого что ни на есть капиталистического производства. Постепенно барахолки сменили ориентацию: перешли на торговлю новым китайским ширпотребом. Зато появились “секонд хэнды”. Их история буквально неотделима от истории государства. Помните, в начале перестройки, когда весь мир воспылал любовью к “бедным” советским людям, появилась гуманитарная помощь. В свое время СССР помогал развивающимся странам зерном и оружием, а теперь уже нам стали высылать одежду, обувь, одноразовые шприцы, лекарства. Помощь предназначалась, естественно, не партийным чиновникам, а детдомам, домам престарелых, больницам. В конце 80-х средства массовой информации пестрили разоблачениями: зарубежная гуманитарная помощь вся целиком оказывалась на рынках. Вот тогда-то деловые люди смекнули, какие прибыли сулят распространенные за границей магазины “секонд хэнд”. Это и стало точкой отсчета. |
Грузите одежду бочками Если в середине 90-х всего несколько фирм в Алматы занимались закупкой и продажей европейского барахла, то сегодня такой магазин можно встретить буквально на каждом углу. Однако, как и любой новый вид бизнеса, особенно выгодным он был поначалу, когда почти не было конкуренции. Кто-то на этом даже успел разбогатеть и ушел работать в другой сектор. С развитием целой сети “секондов” конкуренция обострилась, что привело к закрытию некоторых магазинов. Как нам говорили люди, арендующие помещения под крошечные магазинчики, на икру с маслом здесь не заработаешь. Это не более чем способ выжить. В Алматы первые таблички “из вторых рук” появились десять лет назад. Сначала воспринимались как экзотика, а потом заняли свою нишу на рынке. Но сказать, что они получили очень большое распространение, нельзя, как и определить социальную принадлежность клиентов. Сюда ходят и банкиры, и артисты, и наш брат журналист. В то же время они стали хорошим подспорьем для бедных людей, которые хотят выглядеть прилично, а денег на новую одежду не имеют. Камерность этих магазинчиков объясняется и тем, что до сих пор многие люди опасаются приобретать “секонд хэнд”. Мы опросили известных людей, приобретают ли они товары “из вторых рук”. Жамиля Серкебаева, скрипачка: - Несколько лет я жила в Бельгии. Там “секонд хэнды” очень популярны. Некоторые дамы устраивают распродажу личных вещей прямо на дому. Я против бэушной одежды, потому что считаю, что она несет энергетику бывшего хозяина, и часто негативную. Совсем другое дело - носить кофту любимой тети, более или менее для меня приемлем антиквариат, у нас дома есть такие вещи. Был случай, когда один друг подарил мне ношеное им золотое кольцо, и я с удовольствием его взяла в память об этом человеке. Андрей Филимонов, пиар-менеджер дома моды “OXI”: - Я к “секонд хэндам” отношусь положительно. Кошельки у людей разные, и я не считаю позором пойти отовариться в такой магазин. Насколько я знаю, европейцы сдают в “секонд хэнды” чистую и почти всегда качественную одежду, она проходит определенную обработку, после которой невозможно подхватить заразу. Жаль, что после такой обработки остается не очень приятный запах. Кстати, как-то я купил дорогую водолазку в престижном магазине. Выложил за нее 170 долларов, но и у нее был какой-то странный запах, который не выветрился даже после стирки, и у меня сложилось впечатление, что даже крупные магазины не брезгуют “секонд хэндовской” одеждой, выдавая ее за эксклюзив.
Светлана Литвинова, шеф-редактор журнала REVUE: - Себе я никогда не стану покупать ношеную одежду. А вот маме иногда нужна уже разношенная обувь, и там ее можно найти. Повальное увлечение фэнь-шуем, согласно которому не рекомендуется носить чужие вещи с энергетикой бывшего хозяина, конечно, сократило число клиентов “секондов”. Что ж, это личное дело каждого. Но опасения подцепить неприятную болезнь, вроде грибка, не имеют под собой основания. Во всяком случае, так утверждает Гаухар Канапина, исполняющая обязанности начальника санитарно-гигиенического отдела управления санэпиднадзора Алматы. - Все вещи для магазинов “секонд хэнд” до того, как пройти таможенные процедуры, отправляют к нам. Мы проверяем у прибывшей партии товара наличие сертификата санитарной обработки. Этим занимается зарубежный поставщик. Обычно используется метод фумигации, то есть когда в камеру помещают вещи и запускают газ амитил-бромид. Он дезинфицирует вещи от бактерий, грибковых заболеваний и т.д. За время существования “секонд хэндов” не зарегистрировано ни одной жалобы на аллергию, грибок, другие кожные заболевания, связанные с одеждой из “секонд хэнда”. А нам слабо? Мы ввозим товары из-за рубежа, но ведь такого хлама хватает в доме у каждого из нас. Почему бы у нас не организовать точки приема бэушной одежды самих казахстанцев? Мы не подразумеваем обмена одежкой с Германией или Италией, а предлагаем собирать ее и продавать по более низким, чем в магазинах “секонд хэнд”, ценам. А она действительно будет дешевле за счет отсутствия транспортных расходов. Эй, деловые люди, почему бы нет? Прикол SH! Ходят слухи, возможно, распускаемые самими владельцами магазинов, что в Шымкенте покупатель обнаружил под подкладкой старого пальто золотое кольцо с внушительным бриллиантом, по другой версии, это был пресс английских фунтов.
|