19 декабря 2003
№ 50 (290)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мир 

О том, как правеет Старый Свет...

Ботагоз Сейдахметова

Согласно опубликованным в начале декабря результатам опроса компании TNS/Sofres во французской газете Le Monde, примерно каждый четвертый француз поддерживает идеи партии “Национальный фронт”, которая пропагандирует “защиту национальных ценностей”, требования большей безопасности и считает, что в стране слишком много иммигрантов.
По мнению Le Monde, идеи “Национального фронта” глубоко укоренились в обществе

Весь прошлый год я тупо допрашивала всех попадавших на моем пути европейцев, что они думают по поводу популяризации идей праворадикальных партий в Западной Европе среди простых европейских граждан с белой кожей и соответствующим гражданством. При этом приводила свежие тогда примеры, а именно результаты первого тура президентских выборов во Франции, когда главным конкурентом действующему французскому президенту стал лидер “Национального фронта” Жан-Мари Ле Пен, и всенародные поминки в Голландии лидера правой партии Пима Фортайна. Не забывала, конечно, и то, как европейские газеты называли Ле Пена не иначе как “фашистом”. Короче, рисовала своим собеседникам мрачную картину правеющей Европы.
Европейцы на мой откровенный выпад отвечали по-разному. Одни (чаще это были представители среднебуржуазного класса) говорили о том, что Европа стареет, и это главная причина вынужденного принятия рабочих из третьих стран, которые не всегда охотно интегрируются в европейское общество и создают, таким образом, проблемы себе и другим. Другие о том, что идеи ультраправых давно непопулярны в Европе, и все это журналистская истерика. Третьи и вовсе не понимали, о чем, собственно, речь.
С таким же вопросом я “приставала” и к немцам в недавней поездке в столицу Германии. Немецкие интеллигенты отвечали, что в Германии никогда больше не будут популярны идеи ультраправых. Во-первых, по той тривиальной причине, что деятельность подобных партий запрещена в Германии по закону. А во-вторых, потому что после второй мировой войны у немцев остался комплекс вины перед всем миром за эту войну.
По мнению известного немецкого эксперта-международника Александра Рара, правые правым в Европе рознь. “Ле Пен - ультраправый, националист, Хайдер - вообще непонятно что. Скорее он либерально-консервативный гибрид”, - говорит он. “Я не думаю, что главная причина того, что где-то были признаки резкого “правения” в радикальную сторону. На самом деле это “правение” не состоялось ни в одной стране. Наоборот, в последние тридцать лет к власти приходит более левая коалиция. И в Германии, в той же Австрии, Англии, Испании проделывается какой-то там путь, а потом уходят со сцены, и в следующую декаду к власти приходят более консервативные силы”.
По мнению Александра Рара, в Германии не стоят такие вопросы, как смена конституции, нет вопроса и по тому, демократические ли у нас институты власти, будет ли Германия вести другую внешнюю политику. Нередко причиной популярности той или иной партии является простое желание видеть на политической арене новые лица. Люди хотят альтернативу.
“Казус с Ираком был, конечно, решающим во время избирательной кампании. Но в разведке большого времени является малюсеньким фактором. Тут главное, что волнует людей, - это благосостояние общества. Если большинство людей всегда будет подавать голоса за социал-демократов, то есть и колеблющиеся. То есть те, кто политикой не интересуется, но достаточно ощущает ритм жизни. Если народ в 2006 году придет к выводу, что правительство канцлера Шредера не добилось успеха, что больше денег в кошелке будет, если к власти придет консервативное правительство, которое будет снижать, а не повышать налоги... Тогда будет консервативное правительство. Но даже тогда в Германии ничего не произойдет, и это не означает для нее потрясения.
Тут не происходит смена режима, властных структур, тут не меняются, как в России, сразу руководители крупных концернов. Все устоявшееся”, - успокоил меня немецкий политолог.
В этом же году свои примеры я дополняла оригинальными цитатами из выступлений итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони, который успел за полгода председательства Италии в ЕС произнести несколько эпатажных речей. С 1 января ЕС будет возглавлять Ирландия. До сих пор она особо не заявляла о себе, так что будущее председательство дает хороший шанс и стране, и ее лидеру заявить о себе.
Короче, там, в Европе, столько интересного происходит, что скучать не придется никому - ни политикам, ни экспертам, ни потенциальным читателям нашей газеты.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп