12 декабря 2003
№ 49 (289)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Смотри в оба 

Звезда Великого немого

Георгий Афонин

В Доме кино состоялся уникальный показ немого художественного фильма “Тартюф” легендарного немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау

Посольство Франции и Институт Гете, приурочив показ “Тартюфа” к празднованию 40-й годовщины франко-германского договора, впервые представили нашему зрителю самую малоизвестную картину мэтра немого кино Фридриха Вильгельма Мурнау. Замечательно и то, что показ организован в Доме кино, который длительное время был в стороне от фестивальных и ретроспективных программ, проводимых посольствами европейских государств. Немое кино, бывшее своего рода terra incognita для нас, благодаря инициативе французов и немцев стало ближе, доступнее и понятнее нам, так мало знакомым с эстетикой этого великого жанра.
Когда-то, в конце 20-х, немое кино достигло своего апогея, оно стало международным языком, и если фильм снимался, к примеру, в Германии, его могли понять, почувствовать и пережить в Америке, Англии и Италии. Но “появление” звука потребовало, чтобы кино заговорило. Снимать фильмы, на которые не пойдет зритель, было бы преднамеренным банкротством. И кинематограф вступил в новую эпоху - эпоху звукового кино. Но “немые” фильмы никогда не были немыми. Их показ всегда сопровождался живой музыкой. Организаторы нынешней премьеры не отступили от традиций: “Тартюфа” зрители увидели в сопровождении трио Пьера Озера в составе самого маэстро Озера (фортепиано), Филиппа фон Моргена (виолончель) и Ханса Эрнста (кларнет).

Кадр из фильма

“Тартюф” из тех загадок и раритетов кинематографа, которые заставляют задумываться о самой природе жанра, границах и средствах выразительности, о таланте, которым их постигает режиссер и доносит до зрителя. Вместе с тем основа “Тартюфа” - комедия Мольера - программное произведение французского классицизма, на мой взгляд, принадлежит к числу тех бессмертных творений, которые и сегодня дадут фору любой современной пьесе. По знанию жизни, человеческих характеров и страстей, законов самого театра... Не случайно к созданию этого фильма Мурнау подошел сложившимся мастером. Уже были сняты “Восход солнца”, “Последний человек”, и “Носферату - симфония ужаса”, принесшие автору всемирную известность и закрепившие его имя в анналах мирового кино. Мурнау был гением кинематографа, жившим в непрестанной борьбе с самим собой и каждым фильмом опровергавшим себя прежнего. Поэтому премьерный показ немого фильма стал не только поводом познакомиться с похождениями Тартюфа, но и задуматься о том наследии, которое оставил человечеству гениальный Фридрих Вильгельм.
1926 год. Мурнау снимает “Тартюфа”. Позади - “Носферату” и неизвестность, впереди - все та же неизвестность и близкая трагическая смерть. Первые фильмы, поставленные Мурнау, по тематике, трактовке образов и внешним выразительным средствам близки экспрессионизму. В 1922 году даже при очень ограниченных возможностях немого черно-белого кинематографа Мурнау удалось создать фильм, который и сегодня, спустя восемь десятилетий, завораживает зрителя своей атмосферой. Благодаря картине “Носферату”, снятой по роману Брема Стокера, Мурнау вошел в число величайших кинематографистов ХХ века. И фильм этот стал, возможно, поворотным моментом во всем его творчестве и взглядах на искусство кино, в результате чего спустя четыре года появился и “Тартюф”. Решив покончить с одной из характерных особенностей экспрессионизма, ограничивавшей свободу самовыражения павильонными съемками, Мурнау объявил о том, что будет снимать фильм на натуре. На него снизошло вдохновение, гениальные кадры сменяли друг друга, во всей вампирской красе блистал первый Дракула в истории кино Макс Шрек. Однако вдова Брема Стокера наотрез отказалась уступить Мурнау права на экранизацию романа и через суд добилась уничтожения картины. И лишь случайно сохранившаяся копия спасла киношедевр от забвения и принесла режиссеру мировую известность.
Доказательством подлинного художественного, а не коммерческого интереса к судьбе и гению Мурнау стал фильм “Тень вампира”, снятый Элиасом Мериджем в 2000 году по оригинальному сценарию Стивена Катца. Отдавая дань великой картине и сдувая пыль с “Носферату”, Меридж подарил новому поколению свежий взгляд на гениальное и слегка подзабытое кино. Как далеко может зайти режиссер-новатор, наделенный одной из самых необузданных и провидческих фантазий за всю историю кинематографа при создании своего главного шедевра - фильма, стершего грань между реализмом и воображением? Этим вопросом и задались авторы “Тени вампира”. Но проблематика фильма гораздо шире содержания обычного триллера об упырях. Это фильм о том, что так болезненно предчувствовал Мурнау - о вампирической сущности кинематографа и искусства вообще. Создавая свои шедевры, гении высасывают все жизненные соки из окружающих и самих себя и, принося жертву во имя искусства, обретают взамен бессмертие. “Тень вампира” - фильм о фильме, остроумная и изобретательная фантазия, рассказывающая о съемках “Носферату”. Кроме того, картина близка философским концепциям субъективного восприятия мира, утверждающим, что мир реален постольку, поскольку о нем есть сведения. Кинопленка - наиболее реальное доказательство всего сущего, поэтому Мурнау, стремившийся документально запечатлеть самое невероятное событие, которое только можно себе представить, как бы удостоверял подлинность этого события в глазах потомков. Это существует потому, что он, Фридрих Вильгельм, это снял...
Еще одним шедевром Мурнау после “Носферату” стал “Последний человек”, фильм, который относят к вершине другого немецкого направления в искусстве - каммершпиль. Картина снискала громадный зрительский успех по всему миру, а ее автор был приглашен в Голливуд, где пленились стильной утонченностью его картин. Здесь Мурнау получил карт-бланш и снял “Восход солнца”, о котором критики “Premiere” писали: “Великий фильм. Классика классики”. Поэтическая драма по мотивам романа Германа Зудерманна, или история о Мужчине и его Жене, - картина, события которой могли развернуться когда угодно и где угодно. На первой церемонии вручения премии “Оскар” в 1927 году картина была удостоена наград по категориям “Лучшая операторская работа”, “Лучшая женская роль” (Дженет Гэйнор) и специальным “Оскаром” за уникальный художественный уровень.
Что же касается “героя показа” фильма “Тартюф”, то он не стал в отличие от других картин Мурнау вехой в истории мирового кино. Но стилистическая безупречность, замечательная пластика и искусство актеров позволяют занять этому фильму особое место на пьедестале немого кинематографа. В главной роли Мурнау снял неподражаемого немецкого актера Эмиля Яннингса, игравшего до этого в “Последнем человеке”. Остроумные диалоги Мольера и блестящий поток юмора, поразительное “чутье” режиссера вместе с игрой Эмиля, поднявшего уровень актерского мастерства на новую высоту создают то, благодаря чему, собственно, искусство немого кино, несмотря на все перипетии, и дожило до наших дней.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп