Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Наши деньги в чужом кармане Ботагоз Сейдахметова После десяти с лишним лет независимости в Казахстане заговорили-таки об открытом ведении предпринимательской деятельности, прозрачности госбюджета и доходов от экспорта главных отечественных богатств - нефти и газа. Среди главных поводов для разговора инициаторы в лице политиков, депутатов и иностранных инвесторов называют экономическую глобализацию как фактор прозрачности финансовых институтов. И далее - о прозрачности как главном инструменте развития демократии О коррупции и налогоплательщиках “Акционерами всех компаний является народ Казахстана. И он имеет право знать...”. Примерно в таком пафосном (и, безусловно, верном) ключе о деятельности крупных компаний, работающих в энергетической и добывающей отраслях экономики Казахстана, говорят сторонники принципа прозрачности. Одно из заключений отечественных и иностранных специалистов: закрытый бизнес - почва для коррупции. Между тем в Казахстане существуют соответствующие органы, как-то КНБ, финансовая полиция, различные агентства с громкими названиями, в ведении которых и находится борьба с коррупцией, взяточничеством и всякого рода финансовыми нарушениями. А некогда Министерство госдоходов и вовсе проводило мониторинг предприятий. Кроме того, существуют законы, регулирующие порядок: “Закон о борьбе с коррупцией”, “Налоговый кодекс”, “Закон о таможенном деле” и прочие. Более того, еще два года назад президент Казахстана издал указ о государственной программе борьбы с коррупцией, рассчитанной на период до 2005 года. Возникает вопрос, в чем же тогда суть всех этих красивых и справедливых фраз о прозрачности ведения бизнеса? Собственно, речь идет не столько о коррупции, которая, кстати, счастливо и спокойно существует во многих экономически развитых странах. И не о демократии, как следующей ступени, на которую Казахстан робко пытается ступить. Все дело в тривиальном желании казахстанских граждан не быть обманутыми своими же родными согражданами, тем паче - иностранными. Если быть точнее, налогоплательщик хочет знать, на какие цели расходится основа доходной части бюджета. Проще говоря - наши кровно заработанные деньги. В этой связи надо сказать, что прозрачность бюджета для социально активной части населения означает доступность и понятность информации. Подчеркиваем - понятность бюджета! То есть возможность для гражданина, не имеющего специального образования в области государственных финансов, самостоятельно оценить ситуацию. Какие факторы мешают ввести принцип прозрачности в нашем родном отечестве? Ниже мы коротко приведем результаты исследования деятельности отечественных и зарубежных компаний, работающих в нефтегазовом секторе экономики. Исследование было проведено в рамках кампании “Опубликуйте ваши расходы!”. Согласитесь, как-то не по-нашему звучит? Все правильно, ведь инициатором данной кампании явился не кто иной, как международно известный своими филантропическими взглядами господин Джордж Сорос. Опубликуй свои расходы! Собственно инициатива по внедрению системы прозрачности доходов и выплат в деятельность предприятий добывающей промышленности исходит от британского премьер-министра Тони Блэра. Год назад его инициативу поддержали 160 неправительственных организаций со всего мира. И процесс пошел. В отчете содержится тринадцать пунктов с выводами, но мы приведем основные, на наш взгляд. Итак, по мнению респондентов, наиболее закрытая информация касается содержания контрактов, заключенных между компанией и правительством. Особенно в части доходов учредителей и акционерных компаний, а также дочерних предприятий. Далее. Нефтегазовые компании предпочитают оглашать данные о своей деятельности соответствующим государственным органам Казахстана, нежели информировать любопытствующих сограждан или юридические лица. Среди причин - отсутствие законодательно установленного механизма расходования бюджетных средств. Неразглашение той или иной информации в соответствии с подписанным контрактом, коммерческая тайна, а также отсутствие нормального инвестиционного климата, по признанию самих компаний, являются основными факторами закрытости их деятельности. На самом деле остается открытым вопрос, как принцип прозрачности в частных компаниях стыкуется с такими понятиями, как “частная собственность” и “коммерческая тайна”? Отдельно хотим выделить закрытость информации в области обеспечения охраны окружающей среды нефтегазовыми компаниями, а также - трудовых и социальных гарантий работникам компаний с казахстанскими паспортами. В первом случае имеет место нарушение в области экологии, попросту наплевательское отношение к сохранению флоры и фауны местности, где идет добыча нефти. К слову сказать, серьезные нарушения подобного рода в странах Западной Европы довольно жестко пресекаются как со стороны государства, так и общественных организаций. Однако иных цивилизованность по какой-то причине покидает, когда они попадают в так называемые “третьи страны”. Во втором - привлечение преимущественно иностранной рабочей силы, ущемление прав рабочих из местного населения. А ведь одним из важных моментов в привлечении иностранных инвестиций является создание новых рабочих мест для населения. Еще один важный вывод в этом отчете: немалую роль в сохранении непрозрачности деятельности нефтегазовых компаний играют казахстанские чиновники. Точнее, те из них, у которых имеется личный интерес в отношениях с компаниями, связанный с различными выгодами материального характера. Тут без комментариев...
|