Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Когда Ирак на горе свистнет Андрей Губенко Отечественные фискалы сработали на опережение. Радикальный рост мировых цен на нефть, который предсказывали аналитики в связи с войной в Ираке, так и остался прогнозом, а мы уже подсчитали барыши. Причем подсчитали еще в первой половине года, когда, собственно, на суд общества и был впервые представлен проект закона о налоговой реформе. Все, что в нем касалось налогообложения нефтяников, там было сочинено именно с учетом этого “непременного” роста. Правда, в парламент законопроект поступил уже на исходе года, в конце октября, когда ситуация кардинально изменилась и прогнозы не сбылись. Менять в документе, однако, ничего не решились, хотя всякий смысл в реформах уже и отпал. Потому что вот все у нас так Обзарились... Сначала о том, что хотели. А хотели, чтоб нефтяные компании поделились своими гипотетическими сверхприбылями. Для чего, в первую очередь, решено было ввести рентный налог на экспортируемую из Казахстана нефть. Что это значит? А это значит, что, если закон пройдет в нынешнем виде, все экспортеры нефти, за исключением тех, кто заключил с РК так называемые Соглашения о разделе продукции (СРП), будут “отстегивать” от вырученных за углеводороды денег изрядную долю. Заметьте, не с прибыли, а от всей выручки, то есть от всего объема реализуемой сырой нефти. Причем, повторимся, весь расчет был на то, что цена на нефть неминуема должна была резко подняться - в идеале до 40 долларов за баррель и выше. Во всяком случае, предположить еще большую цену фискалам не достало фантазии. “Не бывает, чтоб так фартило”, - вероятно, подумали они. Ну а всю парадигму ставок рентного налога, в зависимости от биржевой цены нефти, смотри в таблице 1. Работа, как мы видим, проделана немалая. (Хотя величины, надо признаться, выбраны несколько произвольно.) Жаль только, что весь этот труд может угодить коту под хвост. Потому что, по прогнозам других - и не менее уважаемых - экспертов, после урегулирования всех проблем в поствоенном Ираке цена на нефть установится в пределах 15-18 долларов за баррель. В зависимости от перипетий этого урегулирования. Другим важным нововведением планировалось установление так называемого налога на сверхприбыль. Новая (ожидаемая) редакция налогового законодательства под сверхприбылью понимает ту часть чистого дохода недропользователя, которая превышает 20 процентов от суммы вычетов. Этот ясак - также, разумеется, прогрессивный. И весь расклад в таблице 2. Впрочем, сия реформа тоже была подогнана под грядущий рост цен. Которого, увы, не случилось. | На безрыбье Ираком станешь |
“Мутная” нефть Увы, конечно, в первую очередь, для казахстанских фискалов и вообще нашего чиновничества. Ибо при той непрозрачности бюджета, что мы сегодня имеем, мало надежды, что результат, если б он был, почувствовали бы на себе простые граждане. Скорее всего, на дрянных отечественных дорогах появилось бы еще большее число навороченных “мерсов” и джипов, а цены на недвижимость и ширпотреб взлетели бы еще выше. Но ничего этого не вышло, и слава богу. Теперь - о том, что мы получили.
|
А получили мы странную ситуацию. Конечно, в каком виде выйдет закон, решать парламентариям и президенту (и нужен ли он вообще). Но если законопроект будет принят в нынешнем виде, маловероятно, что кто-нибудь от этого выиграет, а вот карты участникам игры спутает непременно. Затрудняемся сказать, какой смысл некоторым мажилисменам было смешивать разные субстанции и исчитывать дополнительный доход государства от реформы. Было подсчитано, что за 40 лет разработки крупного месторождения этот доход увеличивается при цене 20 долларов за баррель - на 18 процентов, при 25 - на 48 процентов. Как-то они упустили, что главная составляющая этого роста - увеличение ставки роялти, которая тем выше, чем больше нефти выкачано из недр. А недропользователям - тем планирующаяся реформа тонкий намек, чтоб от обычной формулы работы переходили бы на формулу СРП. Ибо в конечном счете драконовские налоги лишают их даже возможности на получение сверхприбыли. Тогда как Соглашение о разделе продукции предполагает очень хитроумную схему этого самого разделения. Идеальные пороговые значения которого: для государства - 90 процентов РК и 10 - недропользователю; для недропользователя: 70 процентов - ему и 30 - РК.
|
Но, повторимся, порядок исчисления, сколько кому и при каких условиях причитается, настолько изощрен, что не грех и ошибиться. Тем более кто об этом узнает? Условия контракта - коммерческая тайна. В общем, как они - чиновники и фирмачи - между собой решат, так и будет. Так что пока разговоры о транспарентности, о прозрачности нефтяного бизнеса, “мутной” нефти в Казахстане только прибудет. Впрочем, не претендуя на роль провидцев, рискнем предположить, что еще до тех пор законопроект ждет в парламенте непредсказуемая судьба - документ явно претендует на роль бесспорного хита политического сезона. Ладно, если еще не до третьей иракской войны.
|