14 ноября 2003
№ 45 (285)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мнения 

Культурная революция...
назрела

Ирина Гайкалова

Поставить точку в разговоре о движении произведений искусства через казахстанскую границу, который газета начала несколько номеров назад, никак не получается. Слишком “больной” оказалась тема, слишком много в ней важных аспектов, пунктов и подпунктов, чтобы остановить процесс. Один из главных вопросов, на которые сегодня попытались ответить герои “Форума”: как нам реорганизовать нашу жизнь и законы, с тем чтобы не только стать открытыми миру, но и сберечь культурное наследие от повального “ухода” за границу

Директор Государственного музея искусств имени Кастеева Байтурсын Умарбеков считает, что Казахстану пора присоединиться к международным конвенциям по ввозу и вывозу культурно-исторических ценностей. При этом при разработке собственных законов надо помнить о том, что демократичный подход не означает безоглядное разбазаривание культурного наследия.

C виду - мелочь, а приглядишься - антиквариат

- Байтурсын Есжанович, наша газета придерживается мнения, что отсутствие в государстве законодательной основы в отношении культурно-исторических ценностей, ситуация, по меньшей мере, странная, которую надо срочно менять. Вы разделяете нашу позицию?
- Необходимость основательной законодательной базы по всему аспекту работы с культурно-историческими ценностями в Казахстане давно назрела. Та же Россия давно имеет Закон “О музеях”, о вывозе и ввозе культурных ценностей. У нас же закон о музеях только начали разрабатывать. Я думаю, в будущем законе надо четко определить, что является культурно-исторической ценностью нашего государства, что из этого перечня можно вывозить, а что нет. Парадоксальная вещь, на которую “НП” уже обратило внимание читателей - это таможенные пошлины на ввоз предметов искусства. Подобные явления, на мой взгляд, пережитки прошлого, от которых надо избавляться. Мы давно уже открыты миру и должны только радоваться, что граждане наши приобретают ценности и ввозят их в страну.
- Ратуя за свободу передвижения культурных ценностей, нельзя забывать, собственно, об их охране...
- Конечно, во всех этих вопросах надо придерживаться золотой середины. Разрешить полностью вывоз предметов искусства было бы неправильно - все государства охраняют свои достояния. А казахстанцы и так много потеряли в разные периоды своей истории. По крайней мере, я могу назвать четыре периода эмиграции казахов: первый - во время Октябрьской революции, второй- во время коллективизации, третий - в голод тридцатых годов и, наконец, в Великую Отечественную войну. Эмигранты увозили с собой множество вещей, украшений, бытовых изделий - все то, что можно сейчас назвать антиквариатом. Потом кое-что вернулось, но потери были огромны. Терять теперь снова накопленное нет смысла. К примеру, если сейчас будут вывезены картины современных художников, созданные после 1950 года, как создавать музеи современного искусства? Снова закупать их за границей? Глупо...
- На что сейчас ориентируются ваши эксперты и таможенные службы, если нет законов?
- У нас есть временные правила о вывозе культурных ценностей. При имеющихся недочетах они, тем не менее, обеспечивают защиту и сохранность ценностей. Согласно этому положению, всем художникам мы разрешаем вывозить свои произведения на выставки, если даже выставка будет сопровождаться продажей. Другое дело, есть определенные международные соглашения и конвенции, которые упрощают перемещения ценностей. Допустим, есть конвенция Карнет А.Т.А., которую подписало более шестидесяти стран. Эта система обеспечивает свободную доставку до места назначения. Мы пока не присоединились к ней и отсюда имеем все вытекающие последствия.
- Как же получилось, что при достаточно строгих таможенных правилах Казахстана картины того же Калмыкова оказались за границей и теперь раскруткой имени казахстанского художника занимаются американские коллекционеры?
- Калмыков был достаточно продуктивным художником, только в нашем музее хранится более тысячи его произведений. Основные периоды его творческого пути, основные произведения, которые характеризуют его как художника - они у нас. Другое дело: в свое время, когда Калмыков жил, работал, он дарил свои произведения многим людям. Нам известно, что, когда он болел, лежал в больнице, какая-то часть произведений исчезла из дома. Когда он умер, была создана специальная комиссия, которой были отобраны самые важные произведения и переданы в музей. Поэтому вполне возможно, что картины, которые находятся сейчас за границей, раньше были в частных коллекциях и вывозились еще в советское время, когда они считались формальным видом искусства и не ценились. Что касается нашего музея... Я работаю здесь с 1994 года. Было несколько случаев, когда люди хотели вывезти его рисунки. И мы давали разрешение на основании того, что подобные работы у нас есть, они для нас не представляли особой ценности. А то, что раскруткой его имени занимаются иностранцы - вполне нормальный процесс, бояться которого не стоит. Все это будет происходить по вполне объективным причинам. Я даже рад, что о Калмыкове знают в мире.
- А как вы оцениваете состояние современного арт-рынка Казахстана?
- Он развивается довольно интенсивно. Если существуют частные галереи, магазины, это уже его черты. Другое дело, что много еще черт “дикого” арт-бизнеса. Мы пытались с Институтом оценки в прошлом году создать структуру, которая бы оценивала произведения искусства и рынок ориентировался бы на оценку специалистов. К сожалению, нас в то время никто не понял. И художники нас не поддержали и госучреждения тоже. Но я думаю, что рано или поздно мы к этому придем. И произведения искусства будут так же оцениваться и продаваться, как та же недвижимость.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп