Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
За гранью Георгий Афонин Фильм-дебют “БАСКИЯ” режиссера Джулиана Шнабеля - история короткой, но насыщенной драматическими событиями жизни негритянского художника Жана-Мишеля Баския, - признанный значительным явлением в мире кино, недавно был показан и в Алматы Жан-Мишель Баския совершил самое стремительное восхождение к вершинам славы, которое только знала Америка. За год, начавший с нуля талантливый живописец, ночевавший в картонной коробке на окраине Бруклина, прошел путь от воинствующего певца городских улиц до международно признанной сенсации. Его картины покупались самыми знаменитыми коллекционерами и музеями мира. Но цена славы оказалась слишком высока: под грузом свалившихся на Баскию славы и денег его инфантильная психика ломается. В 1988 году в возрасте 27 лет легендарный живописец покинул этот мир. Причина - передозировка героина.
|
Биографический в целом фильм Шнабеля, в прошлом художника и друга Баскии, по сути таковым не является. Потому что как режиссера его прежде всего интересует не столько реально прожитая биография своих героев, сколько проникновение в мир их воображения. Не случайно в его фильмах реальность так трудно отличить от фантазии, и только в их смешении и обнаруживаются подлинные истоки творчества. Подобный тон задается уже первыми сценами. Картина начинается детским воспоминанием художника: ребенком он стоит с матерью перед знаменитой “Герникой” Пикассо и на голове его вдруг возникает, подобно нимбу, светящаяся корона. Вторая картина режиссера “Пока не наступит ночь” (2000), также посвященная испытаниям, которым подвергается художник в современном мире, начинается крупным планом сидящего на земле мальчика, которого мы видим, когда камера отъезжает, окруженным миром невероятной красоты. Кинодебют Джулиана Шнабеля, признанного в мире поп-арта одной из самых ярких звезд, многие сочли попыткой самооправдания нью-йоркской богемы 80-х, не преминув отметить режиссерскую снисходительность к главному герою: несмотря на то, что Баския показан капризным ребенком-гением, безответственным и темным, режиссер в то же время избегает любой оценочности его поведения. Но мало кто заметил, что Шнабель одним из первых в кинематографе 90-х обратил внимание на субкультуру артистической богемы 80-х и показал широкой публике обычно скрытые от глаз механизмы функционирования арт-мира. Новаторским был и кастинг фильма - в ролях знаменитостей 80-х заняты культовые актеры и деятели арт-сцены того же десятилетия: Дэвид Боуи, Деннис Хоппер, Гэри Олдмен, Кристофер Уокен. Джулиану Шнабелю удалось собрать потрясающий актерский состав: нет звезд первого ряда - Кевина Спейси или Тома Круза, но это как раз и к лучшему. Даже Роберт де Ниро мог не вписаться в этот своеобразный проект. Тут требовались люди талантливые, с некоторым “налетом” независимости, пусть даже мнимым. |
Поэтому невероятно уместным выглядит присутствие Уллема Дефо, Клэр Форлани, Жан-Клода Ла Марра, Паркера Поузи, словом, всей команды ветеранов независимого кино во главе с Бенисио дель Торо. Искренность, вообще составляющая самую сильную сторону фильма и отличающая игру почти всех актеров, нередко подразумевает импровизационный характер создания композиции. А импровизация, момент которой в “Баскии” ощущается скорее на уровне сценария, нежели актерской игры, требует немалого мастерства, для того чтобы чувствовалось единство замысла. При этом Джулиану Шнабелю удается избежать схематичности и условности в развитии повествования и изображении характеров, столь свойственных американским психологическим лентам. Это, конечно, заслуживает уважения, если учесть, что в объективе режиссера - культовые фигуры поп-арта Баския (Джеффри Райт) и его друг Энди Уорхол (его в картине играет Дэвид Боуи). Если бы не придумали поп-арт, этот стиль можно было бы смело назвать “энди уорхол”: 112 бутылок “Coca-Cola”, двадцать Мэрлин Монро, два Элвиса Пресли, две золотые Моны Лизы, множество фильмов по собственным сценариям, фотоработы, музыка, клипы... В интервью 1996 года Шнабель сказал: “Энди Уорхол - один из самых неправильно понятых людей со времен Гитлера”. Но если мы до сих пор не разобрались с Уорхоллом, что же говорить о тех, кто пришел ему на смену? Современная культура - это вообще нечто такое, что надо, скорее, почувствовать, чем понять. Конечно, картины Баскии исполнены ярко и экспрессивно. Есть в них чисто креольский карнавальный настрой, некая мистичность и первозданность образов. Шнабелю удалось очень удачно пропитать этим видением художника весь окружающий мир, который построен в фильме. Яркие цвета окружают Баскию на протяжении всей его жизни. Они и нас везде окружают, но мы их далеко не всегда видим. По меткому замечанию Тарковского, цвета в обыденной жизни как бы и не существуют, если это не неизвестно откуда взявшаяся зелень травы или внезапно-красный сигнал светофора. Баския видел, а Джулиан Шнабель показывает, как у него это получалось. Жан-Мишель постоянно рисует, и даже когда в кадре он не занят рисованием, мы видим его руки, выпачканные краской, и ощущаем: он только что отошел от полотна, а может, собирается взять в руки кисть. Через этот красочный мир режиссеру легче понять природу творческого вдохновения, и мы следим за тем, как у Баскии возникали его гениальные замыслы. Что же касается чисто кинематографических достоинств картины, то они в очень тонком и достоверном отражении в деталях общего строя повествования. А еще - неизменно обращающий на себя внимание интересный и “мощный” второй план. Сделан он красиво, умно, стильно. Возможно поэтому, отделение техники от содержания - традиционный метод критики искусства - неприменимо к картине Шнабеля, где одно с другим находится в органичной связи. Структура действия картины проступает ритмически, функции героев проявляются ощутимо. Поэтому в изобразительном ряду картины сплетение сложных и противоречивых артикуляций создает драматическую выразительность, которая поддерживается очень хорошей актерской работой. Как правдива и симптоматична сцена в замусоренном переулке, бывшем раньше местом обитания Баскии и сохранившем на стенах его граффити-послания. Два негра отдирают железный щит с рисунками Баскии с целью продать его на волне ажиотажа. Проходящий мимо Жан-Мишель не справляется с желанием поставить свою подпись-псевдоним “Samo” и оказывается жестоко избитым: “Ты - Баския?” Заслуга оператора Рона Фортунато в том, что эта игра нисколько не теряет в разных планах, а главное - мастерски сняты моменты, когда глазам доверено быть красноречивее слов. Прекрасную операторскую работу дополняет грамотный динамичный монтаж Майкла Беренбаума. Показателен и финал фильма: параллельный монтаж нью-йоркских кварталов и трущоб, где провел последние годы Баския, и прекрасных, но сильно обшарпанных видов современного города, словно подчеркивает двойственность судьбы художника.
|