14 ноября 2003
№ 45 (285)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Приключения
капитана Степанова

или Мы с Доброй Надеждой

Увы, путешествие под флагом “НП” яхты “Пионер” до острова Барбадос закончилось задолго до океана. Задумывалось оно прямым и ярким, как солнечный луч, а в действительности обернулось настоящей одиссеей капитана Степанова. Со злокозненными местными божками-чиновниками, со всеми непременными бумажными сциллами и харибдами. Меж которых наш прямодушный капитан в отличие от хитроумного античного героя проскользнуть не сумел. Экипаж “Пионера”, впрочем, не отчаивается, не отчаиваемся и мы. Будем относиться к возвращению яхты из Астрахани в Актау как к вынужденной зимовке. И все-таки опубликуем окончание дневника капитана - как символ доброй надежды, что казахстанский Колумб и флаг “НП” еще увидят пальмы Карибов. Ведь теперь это - дело чести. Перефразируя известного героя, каждый уважающий себя человек время от времени просто обязан “открывать Америку”

(Продолжение.
Начало в №43)

27 сентября. Суббота - День города Актау, 40 лет.
8.00. Подъем, завтрак. Вырываю якорь - ох и засосало, грунт легкий.
Подстраиваемся в хвост каравана из 8 судов - и на север. Буи, мигавшие всю ночь огоньками, слегка качаясь на течении, показывают свои бока со все уменьшающимися, к нашей радости, номерами. Вода мутная и пресная. Проносит камыш. “Пионер” слегка притонул, так как вода стала легче.
Что-то один корабль встал. Подходим ближе - это заякоренная драга “Ахтубинск”. Черпает грунт и по трубам в сторону. Народ помахал руками, мы тоже. Наверное, удивляются парусу. А ведь именно парусу человечество обязано своим развитием. Хотя именно здесь 100 лет назад, в 1903 году, немецкий инженер Дизель впервые в мире установил свой принципиально новый двигатель на суда Бакинско-Астраханской нефтяной компании. А если учесть, что этим путем хаживали древние мореходы и сотни лет назад, то начинаешь чувствовать эдакий культурный гумус этих мест.

Символичные места. Воображение дорисовывает то трехмачтовый плоскодонный “Фридерик”, первый построенный на Руси в 1634 году корабль, дошедший до Дагестана, то “расписные Стеньки Разина челны”, летящие в Персию “за зипунами”. Вспоминаю, что где-то милях в 15 на восток отсюда в районе Чистой Банки, по утверждению астраханского археолога Кондратьева, находятся останки Итиля - столицы Хазарского каганата. Кондратьев утверждает, что причиной гибели Хазарии был катастрофически быстрый подъем Каспия в Х веке. Большая часть метрополии попросту оказалась под водой. А киевский князь Святослав уже добивал агонизирующее государство. Когда сам являешься свидетелем 2,5-метрового скачка Каспия начиная с 1979 года, то такая версия кажется правдоподобной.
Команда с отделившегося от дебаркадера пограничного катера возвращает на землю, то есть на воду:
- Яхта! Остановиться! Убрать паруса!
Ба, да мы ведь за границей... уже. Иностранцы.
Катер цепляет нас за левый борт и тащит к дебаркадеру “Пограничный пост №1”. Белые цапли, как восклицательные знаки на фоне зеленой стены камышей, равнодушно глядят на эту процедуру.
Знакомимся. Оказывается, капитан-лейтенант Шипицин - наш земляк. 20 лет жил в Шевченко-Актау. В 11-м микрорайоне. Дарим ему буклет и набор открыток с видами Актау и поздравляем с праздником - сегодня 40 лет городу. Процедура составления протокола осмотра упрощается.

* * *

В 13.00 отчаливаем. Вперед - на север, пока ветер наш.
Впереди открылась стационарная часть канала. Ровная водная гладь простирается далеко вперед. Берега - на самом деле острова, поросшие кустами, деревьями и камышом. Бакланы, чайки, утки, лебеди, цапли чувствуют себя здесь хозяевами. Мы входим в зону Астраханского заповедника. Ширина канала здесь 150-200 м. Течение плавное, волны нет, t воды +17оС, t возд. +22оС.
Ставим свой коронный джинокер и устраиваем соревнование с кораблем “Композитор Рахманинов”. Победило... искусство. Мы его догнали только в Оля.
Берега канала постепенно становятся все выше и основательней. Появляются поселки, тони рыбацкие (это гостиницы для рыбацких артелей). Лов рыбы идет полным ходом. На берегу стоят стационарные электролебедки, и сетями перегораживается весь Бахтемир (это самый полноводный правый рукав Волги), оставляя узкий, 20-30 м, проход у берега. Траектория “Пионера” напоминает гигантский слалом на воде, где поворотными вехами являются лодки и сети рыбаков, буи, ограничивающие фарватер, проходящие вверх и вниз пароходы и довольно большое количество пароходов поменьше, которые что-то тащат или сами куда-то спешат, часто неожиданно выскакивая из боковых проток. Особенную опасность представляют небольшие катера с камуфляжной окраской с мощными моторами “YAMAHA-200”. Как молнии, они проносятся в десятке метров - как-то реагировать на них и поздно и бесполезно. С удивлением глядят на нас, вернее на наши паруса, наверное, посмеиваются. Смейтесь, смейтесь: ваш удел - река. Посмотрел бы я на вас в море, да еще когда бензин кончится. Интересно: весь народ в этой части реки одет в камуфляж. Или это своеобразная форма инспекторов и браконьеров, или вся российская армия направила своих представителей на рыбалку, или просто мода. Но поскольку сразу понять, кто есть кто, невозможно, стараемся придерживаться имиджа чудаков и особо ни с кем в контакт не вступаем. Сначала надо “открыть границу” в Оля.

* * *

Постепенно Бахтемир сворачивает влево. Нам это выгодно, так как юго-восточный ветер становится попутным. Чередуя джинакер и кливер на выдвижном бумкрите, несемся на северо-запад против основного течения реки. Подскочила “казанка” с двумя юнцами.
- О, Актау! (надпись на корме).
- Я жил 12 лет в Шевченко!
- Как зовут?
- Иван.
- Будь здоров, Иван! Держи пять!
Впереди слева по всем признакам Оля. За изгибами реки, возвышаясь над береговой растительностью, видны мощные желтые портовые краны. Приближаемся. Ветер усилился настолько, что летим под одним рангоутом. У причала правым бортом стоит старый знакомый “Композитор Рахманинов” - загружается.
Включаю радиостанцию и на 16-м канале запрашиваю:
- “Рахманинов”, яхта “Пионер” вызывает! Это Оля? Нам надо границу открыть.
- Да, да. Это Оля.
- Куда можно встать?
- Не знаю. Ну вставайте перед нами.
Делаем пируэт и швартуемся к резиновым скатам. Стенка высокая, метра 3 над водой.
Пробравшись через целую гору тюков прессованного хлопка, который мирно возлежит тут же под открытым небом, пошли отыскивать “стражей границы”. Длинные вагончики у въезда на территорию порта - они там. Команда молодых ребят - ходят, подтрунивают друг над другом, работы особой нет. И если бы не оливковая форма, можно было бы подумать, что обычная молодежь. Штампы, печати, ксерокопии, паспорта.
- А акт о “самодосмотре” где?
- Это как - “самодосмотре”? Что, в зеркало посмотреть? Ну грязные, заросли чуток.
- Вы обязаны были сами все у себя на яхте проверить. Нет ли посторонних лиц, предметов. И вообще, где ваша судовая печать?!
Нечто подобное было и в таможне. Методом проб и ошибок, раздаривая презенты, стараемся “выплыть” из этого бумажного омута.
- Вы что, с ума сошли! Встали у главного причала! С вас 465 рублей! Кто разрешил?! Какой Рахманинов? Это приветствует администрация.
Короче, “границу открыть - не поле перейти”.

* * *

Поднимаем стаксель, и попутный свежий ветер быстро уносит береговые страсти из головы - река требует постоянного внимания.
За Оля река начинает забирать вправо на восток, и здесь пришлось воспользоваться помощью “НП” - мотором, так как и течение, и ветер - встречные, и лавировка ничего не дает. Проходим селения Оранжереи, Федоровка, Ниновка. Деревни выглядят бедно и старо. Тема рыбной ловли доминирует везде, правда, моторки теперь - старые “казанки” со старыми же “Вихрями”.
Часто на берегу заметны фигуры людей, ритмично размахивающих руками - в сторону-вверх. Вот он здоровый образ жизни - физкультурники! Беру бинокль - ан нет. Разновидность рыбалки. Делается снасть: на конце груз и серия больших крючков. Забрасывается метров на 50-60 и... дергается взмахами руки. Метод зацепа донной рыбы.
Есть метод ловли даже на... женские колготки. Вместо крючков привязывают полосы разрезанных вдоль колготок через 40-50 см и на ночь ставят. Как только осетр коснется своей шершавой шкурой этих дружелюбно, как водоросли, колышущихся ленточек - ему конец, не вырваться из “любовных объятий” этих женских аксессуаров.
Но людей можно понять. У многих нет работы, а река - она прокормит.
Не доходя до довольно крупного селения Трудфронт (видны краны, корабли, причалы, трубы), встали на якорь у левого берега. Берег зарос ивами, камышом. Ужин, сон.

* * *

29 сентября (понедельник).
Подъем 8.00. Завтрак. t возд. +13оС, t воды +17оС. Ветер - Ost. Вперед! Цель близка!
В экипаже азарт спортивной борьбы. Чередуя паруса, берем рифы на гроте, 2 раза включаем мотор. Русло петляет, а хочется успеть до темноты.
Проходим Ямное, Икряное, Красные Баррикады. Вот памятный знак: “0 км” (начало Волго-Каспийского канала, ему уже 127 лет).
Темнеет рано, в 8 часов уже темно. Надо успеть. Последний раз в Золотой Затон мы заходили в 1996 г. с Гвоздевым на “Лене”. Где он тут, в потьмах не разберешь. Вдруг вдали на фоне вечернего города ударил салют-фейерверк. Что у них тут за праздник? Наверно, нас приветствуют, шутят ребята. Два десятка разноцветных залпов цветовой фантазии радуют глаз и наше уже начинающее гордиться самолюбие. “Пионер”, как положено, включив все огни, сворачивает вправо в протоку - где-то здесь яхт-клуб РИВМАРа. Я на носу с 4-м багром - мелю дно. Все-таки пару мелей поймали. Но видны уже мачты - это яхты - свои!
В 20.00 зашли в ковш и стали на якорь. Все, дошли! Есть 1 этап. Ужин. Сон. Все дела завтра... Есть 300 миль за 5 суток.
30 сентября (вторник).
Валера Рассказов, капитан флагмана “Адмирал”, и Антон, его помощник, - первые, кто примчался поутру.
- Здорово! Как дошли? Давайте к нам передвигайтесь, рассказывайте что, как, почему, чем помочь? В воскресенье День города.
Потом подошел Ларик Цомаев - капитан катамарана “Лидер”. Это все старые знакомые. Познакомились с экипажем катамарана “Кардинал” из Волгограда. За их плечами поход в Средиземку - много рассказали дельного. Где, как, чего. Где лучше встать, как что оформить. И про опасности. Например: в Керченском проливе орудуют украинские пираты. Да-да настоящие. Не от хорошей жизни, но чистят яхты, идущие на Стамбул по нулям. Хорошо вооружены, в униформе.
В субботу подошли ребята из экипажа “Лицей”. Тоже были в Актау в прошлом году.
Что такое счастье? Для одних это достаток, уют, большие деньги, успех на работе, для женщин - дети, для Карла Маркса - борьба, для героя фильма “Доживем до понедельника” и многих, его посмотревших, - “Счастье, это когда тебя понимают...” и т.д.
Мне кажется - это такое состояние души, момент заслуженного расслабления, когда достигнута какая-то трудная цель. Когда можно планировать с достигнутой высоты, особо не о чем не думая.
Момент этот не продолжительный, но честное слово, стоит того, чтобы пускаться в плавания.
“Когда империи рушатся - они изобилуют законами” (Конфуций).
Но у моряков жизнь, как тельняшка. Все кончилось в штабе у пограничников. Изучив наши бумаги, начальник штаба Шершнев Игорь Владленович сообщил нам, что мы нарушили закон РФ - у нас нет “разрешения на передвижение по внутренним водным путям России”. Вы иностранцы. Стоять.
* * *

5 октября - День города Астрахани - 445 лет. На набережной праздничная обстановка. Толпы гуляющих, ларьки, выступления артистов, аттракционы. Все яхты Астрахани проводят показательную регату, двигаются вверх и вниз по Волге напротив городской купальни.
Приехала делегация и из нашего Актау. Пообщались. Ребята тоже погоняли на “Лучах”. Все очень красиво и символично. С берега. Мы зрители. “Пионер” арестован.
Начались хождения. Названия улиц в Астрахани все советские. Памятники тоже стоят. На ул. Ленина, 12 нашли консульство Казахстана. Бекенов Тахир выводит на администрацию. Кряжимский Е.В. выводит на астраханское отделение Российской транспортной инспекции - Пономарев В.Е., ул. Куликова, 71.
Пройдено спортивной ходьбой более 30 км. Вопрос может решить только... министр транспорта РФ Франк С.О. Пишите ему. Уважаемый Сергей Оттович... и т.д. Москва, ул. Рождественка, 1.
Спасибо руководству РИВМАРа: помогли факсом отправить наше прошение. Ждем...
Москва начала думать, что с нами делать. Сообщили, что подобный инцидент был последний раз в 1998 г., когда в Ростове арестовали “Альсиону” с командой Кусто - они шли на Каспий.
Ну в такой компании состоять - сочтем за честь. Обидно, что уже две недели дует сильный попутный ветер, тепло. Мы бы уже в шлюзах были...
Сегодня 10 октября. +22о. Ветер Ю-В. В Астрахани начинается “Неделя Казахстана”. Делегации Мангистауской, Атырауской областей. Решается куча глобальных проблем, кроме подобных нашей. Мне иногда кажется, что очень многие люди там наверху вообще считают, что Земля плоская.
P.S. 13 октября пришел ответ из Москвы: “В соответствии с Российским законодательством (Кодекс внутреннего водного транспорта, ст. 23, п. 1) плавание по внутренним водным путям России судну под флагом иностранного государства может быть разрешено только на основании решения правительства Российской Федерации при обращении компетентных органов заинтересованных стран в правительство Российской Федерации.

Заместитель руководителя Росречфлота: А.Д. Редькин.”
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп