Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Евгений Бекметов: Москва не позволяет “тормозить” Гостем прошедшего недавно в Алматы Второго молодежного информационного форума “Кольцо Евразии” был Евгений Бекметов, долгое время проработавший начальником департамента образования Карагандинской области. Теперь Евгений Петрович - москвич, возглавляет отдел науки и высшей школы департамента образования города Москвы. В России живет уже почти три года. И столько же времени не был на родине. В Алматы было много встреч, поездок, обязательных мероприятий, но наш разговор все-таки состоялся - Евгений Петрович, что значит для вас Казахстан? - Казахстан - моя Родина, алтын бесик. Когда-то царь за вольнодумство выслал из Казани в Каркаралинск моего прапрадеда Халлиулу Бекметова, который был весьма просвещенным человеком и знаменитым купцом. Часто у него гостил Кунанбай вместе со своим сыном Абаем, будущим великим мыслителем и писателем. В Каркаралинске осталась улица Бекметова, мечеть, которую построил прадед, а в его доме сейчас музыкальная школа. Я родился и получил образование в Караганде. В Казахстане я встретил свою жену, вырастил двух сыновей, посадил много деревьев и прошел трудовой путь от учителя до руководителя Департамента образования Карагандинской области. В Казахстане живут мои близкие люди, работают многочисленные друзья. А еще остались дорогие сердцу могилы, большая часть моей жизни и моей души. Где бы я ни был, со мной всегда высокое небо и бескрайние степи Сарыарки, а главное, мудрость и душевная щедрость великого казахского народа.
|
- И в Караганде, и в Москве вы работали и работаете со школьниками, студенчеством. Дайте краткий сравнительный анализ образовательных систем России и Казахстана. Что общего, в чем разница? - Системы образования России и Казахстана - это дети одной системы, бывшей советской. И пока их пути расходятся не столь значительно. Сохраняется однотипная структурная организация, качественные и количественные параметры, одинаковые подходы и методологии. В реформировании образования Казахстан делает более решительные шаги. В рыночном направлении моделируются новые экономические отношения, особенно в системе профессионального образования. Твердое политическое решение обеспечило введение Единого государственного экзамена и новый принцип формирования студенческого контингента на всей территории Казахстана. Россия выбрала более мягкий, поэтапный вариант реформ образования. Причин здесь несколько. В их числе большая численность населения, огромные территориальные пространства, иная степень самостоятельности регионов. Остается прочной приверженность традиционной системе образования. Тем не менее модернизация российского образования быстро набирает обороты на всех уровнях. Значительно обновлена нормативно-правовая база. Единый государственный экзамен уверенно занимает новые рубежи. Реальными приоритетами стали качество, доступность и непрерывность образования. Эффективно развиваются интеграционные процессы. Например, по самым различным направлениям успешно взаимодействуют 140 вузов и более 1000 образовательных учреждений Москвы. Огромный интеллектуальный и материальный потенциал столицы обеспечивает ее высокий статус в образовательном сообществе. Безусловно, важнейшей составляющей успеха является пристальное внимание к вопросам образования мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, который очень много делает для укрепления материальной базы столичной системы образования и для развития молодежного спорта.
|
Так что основания для партнерства в области образования очевидны. Взаимный опыт всегда обогащает и совершенствует обе стороны. - Как вы относитесь к частным вузам? Каково их положение в России? - Частные вузы в странах с рыночной экономикой вещь обычная и распространенная. К примеру, в Японии около 600 университетов, из них 425 частных. В США частными являются свыше половины высших учебных заведений, но все они получают какую-либо финансовую помощь от штатов или федеральных властей. В демократическом государстве вуз, прошедший лицензирование, аттестацию и аккредитацию, должен иметь такой же доступ к финансированию, как и государственный. Введение в России ЕГЭ и образовательных субсидий будет в значительной степени уравнивать финансовое положение частных и государственных учебных заведений. Но и сегодня частные вузы - весомый сектор российской системы высшего образования. - ЕГЭ - Единый государственный экзамен. Эта аббревиатура не сходит в последнее время со страниц газет. Что дает введение этого новшества, насколько это необходимо? Будет ли засчитан результат казахстанского ЕГЭ при поступлении в вузы России? - Введение Единого государственного экзамена, продиктованное рыночными реформами, имеет существенные преимущества. Главные - это выполнение госзаказа на подготовку специалистов с высшим образованием, снижение уровня коррупции; обеспечение равных возможностей выпускникам для поступления в вузы; объективный анализ реального качества знаний выпускников школ. В российском варианте Единого государственного экзамена сейчас завершается формирование государственного заказа на подготовку специалистов и изыскивается наиболее рациональная схема его финансирования; упрощается организационная структура ЕГЭ. Государственные стандарты образования России и Казахстана несколько отличаются, что пока не позволяет говорить о взаимном признании экзаменационных сертификатов. Тем не менее результаты эксперимента анализируются в обоих государствах, что не исключает коррекции базовых моделей. А вообще процедура Единого государственного экзамена действует более чем в 50 странах мира и доказала свою эффективность. - Получить образование в России - мечта многих казахстанцев. Посоветуйте, как достичь этой мечты. Существуют ли квоты на обучение казахстанцев, льготы при поступлении? - Систему образования России отличает высокий уровень фундаментальности и общеобразовательного компонента. Стоит заметить, что математики и физики, прошедшие отечественную школу, значительно востребованы в США. Сакраментальная “утечка мозгов”, оставаясь для нас проблемой, свидетельствует о высокой планке российской высшей школы. Безусловно, лидерами являются московские вузы. Сейчас действует ряд рамочных соглашений, предусматривающих выделение квот абитуриентам из ближнего зарубежья. В 2003 году по столичной программе “Соотечественники” только в вузы департамента образования города Москвы поступили 34 выпускника из школ стран СНГ. Однако новые правила формирования студенческого контингента в связи с введением в столице ЕГЭ делают такие перспективы неопределенными. Но поиск компромиссов ведется, поскольку в эпоху глобализации мы просто обречены на расширение и интеграцию образовательного пространства. Министерством образования России планируется создание специальных центров тестирования для абитуриентов из стран СНГ. Я тесно общаюсь с коллегами из Казахстана, мы плодотворно обмениваемся информацией. Мною разработан проект по созданию совместных элитных российско-казахстанских колледжей, выпускники которых могли бы получать аттестаты российского и казахстанского образца. Возможно и получение звания бакалавра, которое, благодаря участию России в Болонском процессе, дает возможность продолжить образование в любом вузе Европы. Кстати, эти же колледжи могут выполнять роль центров тестирования в формате российского ЕГЭ. Возможность реализации проекта сейчас рассматривается. - Привыкли ли вы к Москве, ее ритму и многолюдию? - Уже почти привык. До работы я добираюсь 35 минут. По столичным меркам - очень быстро. Но в метро людской поток несет с заданной скоростью, даже если у меня в запасе целый час. Между прочим, я получил служебную квартиру в высотном доме. Когда смотришь с балкона 24-го этажа, то масштабы и многоликость мегаполиса особенно ощутимы. Вообще я верю, что переезд - это не конец жизни, а ее обновление. Наверное, большая честь - начинать жизнь практически заново именно в Москве, которая для каждого бывшего советского человека остается удивительным, особенным городом. Я всегда любил Москву, часто приезжал сюда раньше. Москвичами были родители моей жены. Здесь у меня много родственников. Но это и серьезное испытание и большая ответственность, поскольку уровень столицы, безусловно, очень высокий. А столичный ритм можно считать ускорителем. Он не позволяет нам “тормозить”. Здесь мой младший сын в 16 лет стал студентом Московского университета и чемпионом Москвы по баскетболу среди юношей. Старший работает тренером в школе олимпийского резерва. А еще он пишет музыку и выпустил музыкальный диск. В общем, мы стараемся следовать мудрому завету: “Перед прошлым склони голову, а перед будущим засучи рукава!”
Беседу вела Светлана Галиева
|