14 ноября 2003
№ 45 (285)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

В “загранку” - за грантом

Андрей Губенко

Одной из главных новаций, предлагаемых законопроектом РК “О неправительственных организациях”, является радикальное изменение отношения к финансированию казахстанских НПО со стороны международных фондов. Материальную подпитку НПО из-за границы предлагается поставить под строгий контроль, и вообще роль иностранного капитала в формировании казахстанского “третьего сектора” значительно уменьшится. Почему? Очень просто: государство посчитало, что пришла пора эту роль брать на себя

Справится ли государство с этой нелегкой задачей, покажет время. Однако само решение выглядит оправданным. Это наглядно демонстрирует и история развития неправительственного сектора в Казахстане. Лучшего момента, чем сейчас, для того, что игроки называют “перехватыванием инициативы”, не придумаешь.
За годы независимости процесс становления НПО прошел несколько этапов. С конца 80-х по 1994 год - начальный этап - в стране появились, по оценкам отечественных и международных экспертов, 400 неправительственных организаций. Главным образом, экологические, историко-просветительские, правозащитные. Оно и понятно: в те годы в центре общественного внимания были критика тоталитарного, недавно свергнутого режима, поиски правдивой информации о жертвах политических репрессий. Наибольший социальный резонанс имели такие возникшие тогда НПО, как “Адилет”, “Мемориал”, “Желтоксан”, “Алматинский Хельсинский комитет”, “Казахстанское Международное Бюро по защите прав человека и соблюдению законности”, движение “Невада-Семипалатинск”.
Конечно, финансирование НПО и тогда имело немаловажное значение, однако обличительный пафос и общий социальный подъем, так называемое “опьянение свободой”, до известной степени умаляли материальную сторону дела. Но уже тогда в Казахстан побежали первые ручейки денег из разнообразных международных фондов и организаций.
Однако по-настоящему на первые роли в формировании НПО зарубежные фонды выдвинулись на втором этапе, охватывающем 1994-1997 годы. Слово “грант” стало обиходным. А применительно к стране в целом можно говорить о “системе грантов”, посредством которой международные институты финансировали бурно развивающийся (не в последнюю очередь, именно благодаря этой поддержке) “третий сектор”.
Число НПО за три года выросло с 400 до 1600. В основном это были организации, пытающиеся решить социальные проблемы, что объясняется сложной социально экономической ситуацией в стране. Безработица, инфляция, повышение оплаты за детские дошкольные учреждения, мизерные пособия по уходу за детьми повлияли на рост числа женских неправительственных организаций: Ассоциация одиноких матерей (нынче - Ассоциация женщин “М˜лдiр”), Феминистская лига, Международная экологическая ассоциация “Женщины Востока”, Ассоциация “Женщины-предприниматели Казахстана” и др.
А, например, трудности становления потребительского рынка обусловили появление организаций по защите прав потребителей. И так далее.
Повторимся, в основном НПО на этом этапе существовали за счет зарубежных грантов. Государство по-прежнему мало участвовало в этом процессе. Конечно, во многом это объясняется экономическим состоянием страны, банальным отсутствием денег. Но главное: молодое государство не созрело еще не только до того, чтобы подкармливать “третий сектор”, но и даже просто осознать все значение и потенциал НПО.
1998-й год. Наверное, именно его можно считать годом взросления Казахстана. С этого момента начинают расти экономические показатели - плоды либерализации экономики. Происходят позитивные сдвиги и в политической системе: казалось бы, небольшие шажки в сторону демократизации страны (реформирование выборного процесса, укрепление парламента, независимости судей, усиление значения СМИ, роли политических партий) постепенно привели к совершенно новому самосознанию казахстанцев, как граждан, так и государства.
Не могло не измениться отношение и к НПО: теперь они рассматриваются как ключевой элемент в демократизации страны и построении гражданского общества.
Повзрослели и сами НПО. Число их выросло до 3 тысяч, в целом сформировалась их структура по различным направлениям деятельности. А самое важное: государство наконец созрело до понимания того, что именно оно, а не международные фонды, какие бы благородные цели те не преследовали, должно делать НПО этот самый социальный заказ. По крайней мере, играть в этом процессе ведущую роль. А если проще, кроме нас самих - граждан Казахстан - никто у нас гражданское общество не построит.
Впрочем, по мнению Министерства культуры, информации и общественного согласия - своего рода “оператора” этого механизма - подобная позиция вовсе не значит совершенного отказа от международной поддержки. Глупо отказываться от помощи деньгами и опытом. Напротив, считает МКИОС, если иностранные фонды “работают открыто, во благо развития демократии, то их ежегодная отчетность, наоборот, будет только способствовать положительному имиджу”.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп

HotLog