14 ноября 2003
№ 45 (285)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Культура 

Парадокс жизни и смерти

Мария Жумагулова

В этом году известному художнику исполнилось бы 55 лет

Парадокс, но чем больше пытаются узнать о жизни и творчестве Шайзии, тем труднее сказать что-то более определенное... Добровольно расставшись с жизнью три года назад в неполные 50, он как бы неведомой завесой прикрыл все этапы своего жизненного пути, начиная с самого рождения. Мистика окружает его с детства. Воспитывался в детском доме. В год его усыновили. Сама дата его рождения, записанная в детском доме, как это было тогда принято, - 7 ноября, вместо предполагавшегося созидательного символа, ничего кроме протеста у него не вызвало. Шайзия - его псевдоним, больше на слуху у алматинцев, чем не менее звучные фамилии и имя Шагильдинов Зияхан. Он не был художником по профессии, сколько по внутреннему состоянию.
Подлечившись, Шайзия едет в Москву. Предшествующий опыт работы на “Казахфильме” в качестве ассистента оператора, оператора не прошел бесследно. Видеокамера стала как бы частью его самого. Поездка в Москву дала сильный толчок дальнейшему его творческому самовыражению. Предчувствуя, как мало отпущено ему времени, Шайзия хватался за все. Участие в видеофестивалях, в “Параде галерей”, организация выставок, перфомансов, всевозможных акций с мощной рекламой кампанией - в них он показал свой недюжинный талант интерпретатора, куратора, универсальную творческую личность. Шайзия стал как бы частью города. Его узнавали, кто-то принимал его, кого-то шокировала его непосредственность общения. Многим запомнилось его своеобразное общение с рупором на Арбате, когда он приглашал прохожих на выставки, вступал в диалоги с ними. Особое пристрастие он испытывал к работникам милиции со свойственной ему прямолинейностью общения и ироничностью, но при этом безо всякой агрессии.

Для простых обывателей Шайзия воспринимался, быть может, сумасбродной, в лучшем случае экстраординарной личностью. Но он был до конца искренен во всех своих поступках. Невозможно отделить бытовую жизнь художника от его творческих изысканий.
Жизнь Шайзии - это бесконечная творческая игра, где есть место всему: размышлениям, импровизациям, хорошей доброй шутке и крику души. Пытливость его натуры обнаруживается уже в детстве, когда он, по личному признанию, собирал и разбирал старые игрушки, разнообразные железки. Его интересовало все, что двигалось.
Шайзия оставил огромное видеонаследие - около 300 видеокассет составляют его архив. Удивительная впечатлительность не давала ему пройти мимо таких вещей, которые никто не замечает. Обычный эпизод раздачи подарков детям-инвалидам от всевозможных фондов, выполняющих свои обязанности формально, и как результат - трагедия маленького ребенка, обделенного зарапортовавшимися тетеньками, рождает у зрителей щемящее душу сострадание и внутренний протест.
Шайзия был человеком идей и действия. Он был необуздан в своих фантазиях, максималист по внутреннему состоянию души. Его искреннее желание преобразить мир не поспевало за темпами объективных реалий.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп