Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Частное дело частных лиц? Кто сегодня занимается регулированием и организацией наших заработных плат, определить нетрудно. В общем и целом - работодатель. Государственное внимание к этой сфере свелось к небольшому “участку” - определению минимальной зарплаты работников сферы бюджета. Федерация профсоюзов называет такое положение дел кризисным и требует незамедлительного его изменения. Свои взгляды на реорганизацию профсоюзные лидеры изложили в “Концепции совершенствования организации заработной платы в РК” и представили на рассмотрение общества и правительства. Работодатели, однако, никакого кризиса во всем этом не усматривают и не со всеми положениями Концепции согласны. Искать компромиссы в возникшем споре представители профсоюзов и работодателей пытались на недавно прошедшем в Алматы семинаре “Международный опыт по новым формам оплаты труда” | “Теневая” сторона зарплаты |
Ризахмет Молдажанов, заместитель председателя Федерации профсоюзов РК: Кризис уже наступил Происходящие качественные изменения в экономике требуют разработки новых законодательных форм регулирования трудовых отношений в целом и совершенствования системы оплаты труда, заработной платы в частности. Однако, по мнению Федерации профсоюзов, правительство не в полной мере использует эти благоприятные обстоятельства для того, чтобы изменить в позитивную сторону кризисную ситуацию в сфере оплаты труда. Основная государственная гарантия для работника - минимальная заработная плата, предназначенная служить основным регулятором в системе оплаты труда и действенным социальным нормативом для расчета заработной платы, - на сегодня является лишь способом минимизации бюджетных расходов, направляемых на оплату труда. Также рыночные условия требуют от правительственных структур более качественного подхода и пересмотра методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума. В настоящее время эти социальные нормативы не выполняют основные свои функции: не отражают реальную стоимость человеческого труда, не покрывают затраты на воспроизводство рабочей силы, не стимулируют повышение эффективности живого труда. Государственное регулирование оплаты труда в республике применительно к организациям реального сектора экономики практически не осуществляется. Рыночные реформы в значительной степени ухудшили положение человека труда - цены на товары и услуги доведены до мирового уровня, а зарплата осталась прежней. Обнищание происходит на фоне значительного расслоения общества по уровню доходов, деления его на бедных, богатых и сверхбогатых. Остается крайне низкой оценка интеллектуального труда, что ставит работников бюджетной сферы в унизительное положение, приводит к потере высококвалифицированных кадров. На формирование заработной платы пока не оказывает должного влияния система социального партнерства, которая должна являться на всех его уровнях одним из основных механизмов регулирования рынка труда и установления цены рабочей силы. Не в полной мере заработная плата защищена от инфляции. По мнению Федерации профсоюзов, основной причиной неблагополучного положения в данной сфере является отсутствие стройной государственной политики в области оплаты труда, а также продолжающаяся на уровне регионов и республики в целом политика сдерживания размеров заработной платы. Сегодня приходится констатировать, что правительство ограничилось лишь регулированием оплаты труда в бюджетной сфере путем принятого 11 января 2002 года постановления № 41. Федерация профсоюзов разработала и представила свой проект - “Концепция совершенствования организации заработной платы в Республике Казахстан”, - который после обсуждения на различных уровнях и доработки был утвержден Генеральным советом Федерации профсоюзов и представлен для рассмотрения правительству РК и структурным подразделениям. В проекте проанализированы и учтены важные практические уроки прошлого, а также использована практика развитых стран для более эффективного совершенствования оплаты труда. Концепция профсоюзов предусматривает разработку и определение в условиях рыночной экономики основополагающих направлений и принципов в сфере оплаты труда, организации заработной платы по республике. В данной концепции были рассмотрены практически все минимальные параметры, рекомендуемые авторитетными международными организациями по интеграции казахстанской системы оплаты труда в мировое сообщество. Екатерина Никитинская, исполнительный директор Конфедерации работодателей РК: Рынок диктует условия Рассмотрев Концепцию совершенствования организации заработной платы в РК, представлю точку зрения предпринимательства по ее основным моментам. В условиях рыночной экономики централизованное определение размера заработной платы применяется лишь для чиновников госаппарата. На Западе государство, как правило, не вмешивается в методы вознаграждения работников. Каждый предприниматель применяет любые формы и системы заработной платы, используя рекомендации и методические консультации госорганов и научных учреждений. Основным регулируемым элементом заработной платы в рыночных условиях является ее минимальный размер. В странах Латинской Америки минимум заработной платы определяют органы исполнительной власти, но с учетом мнений профсоюзов. В Иране минимальная зарплата устанавливается ежегодно высшим советом по труду - трехсторонним органом, возглавляемым министром труда, отдельно для каждого региона по отраслям. Урегулирование вопросов о минимальной заработной плате в трехсторонних соглашениях должно дополняться соблюдением определенных соотношений между темпами роста ВВП и темпами роста производительности труда. В территориальных и отраслевых соглашениях должны найти место скорректированные размеры минимальной заработной платы по отраслям и регионам. Все остальные документы могут носить только рекомендательный характер, и нужно создавать такую методическую базу в республике. Концепция совершенствования организации заработной платы в РК содержит противоречие. С одной стороны, одной из задач совершенствования системы организации заработной платы определено поэтапное приближение минимальной оплаты труда и базового должностного оклада к минимальному потребительскому бюджету, с другой - предлагается ввести законодательное определение заработной платы в качестве цены услуг труда, определяемой на рынке труда. Последнее противоречит принципам МОТ. Проблема замены показателя прожиточного минимума показателем минимального потребительского бюджета нереализуема. Более того, в республике действовали законодательные акты “О минимальном потребительском бюджете” и “О минимальной заработной плате и государственных социальных гарантиях в области оплаты труда”, принятые в июне 1991 г. и поставленные на утрату в 1999 г. Инициирование этих актов - “ностальгический” поворот к административно-командной экономике. Далее. В ряде стран в общенациональном масштабе (Бельгия), либо в ограниченных масштабах в коллективных договорах (США, Великобритания, Швейцария), вводится индексация заработной платы - периодическое повышение ставок в соответствии с ростом официально исчисляемого индекса цен на потребительские товары либо единовременные надбавки в соответствии с ростом цен. Но во Франции и ФРГ она запрещена законом. Запрет основан на мнении экономистов, что индексация влечет рост производственных издержек и, как следствие, гиперинфляцию. Опыт именно этих стран нам представляется более оправданным с экономической точки зрения
|