Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Полет аниматора Георгий Афонин В сегодняшней, сложной для киноотрасли ситуации режиссер-аниматор Бахыт Аупбаев создает первый в истории казахской мультипликации компьютерный анимационный фильм Особое кино Наши мультипликаторы уже давно живут своими особыми цеховыми заботами и радостями, не стараясь привлечь внимание общественности к своим бедам и свершениям. Но обособились они не столько потому, что этого требуют особенности самого искусства анимации, а потому, что долгие годы вся система пропаганды кино упорно ставила мультипликацию в особое - второсортное - положение. Более того, с годами укрепилось ошибочное определение анимации как жанра кино. Хотя серьезные киноведы с давних времен классифицировали анимацию как особый вид кино, закономерно считая, что ее творцы могут выбирать для своих произведений самые разные жанры, темы и технологии. Еще один парадокс нашего времени - быстрая и относительно успешная интеграция казахстанского телевидеорынка в мировой процесс осуществилась параллельно с упорным нежеланием брать с собой в будущее собственно предмет этого процесса - отечественные картины, в том числе и анимационные. В то же время на экранах наших телевизоров - купленные телекомпаниями по демпинговым ценам и исключительно ради наполнения годового телевещания низкопробные “лимитированные” фильмы для “третьего мира”. Всякий видел: герой разговаривая застывает, и у него только рот двигается и глаза моргают или при ходьбе движутся только ноги персонажа и фон. Примитивность такой анимационной лексики, невыразительность визуальных образов вкупе с сюжетом, мало теряющем в пересказе, вряд ли способствуют популяризации и любви к анимационному кино.
|
За предшествующие пять лет на “Казахфильме” действительно не было снято ни одного мультипликационного кадра. Однако за последний год, по словам Сергея Азимова, на студии созданы уже две ленты и еще один фильм находится на стадии завершения. Но невнимание к нашим мастерам мульткино, незаинтересованность государства или независимых продюсеров поддержать новые анимационные проекты, способные принести не только награды, но и экономическую прибыль, грозят постепенно превратить все творения наших замечательных мультипликаторов в историю, совершенно далекую от зрителя. И это при том, что без использования уникальных творческих возможностей анимации сегодня не обходится ни современный игровой кинематограф, ни модный видеоарт, ни преуспевающий телебизнес, упорно не замечающий успехов нашей анимации. А они есть. На “Казахфильме” подходит к концу работа над второй серией мультсериала “Куйыршык”, ремейка знаменитого мультфильма Амена Хайдарова. Прекрасным творческим содружеством - Жакен Даненов - Гани Кистауов - созданы “Дуние кезек “ и “Аксак кулан”. Молодую генерацию аниматоров представляют ученики Амена Хайдарова - Кайыргали Касымов и Бахыт Аупбаев. Отличительной и, по-моему, характерной чертой этих художников является то, что они творят, усвоив тенденции мирового анимационного процесса, оставаясь при этом глубоко самобытными казахстанскими мультипликаторами. - В конечном итоге, - говорит Бахыт Аупбаев, недавно получивший сертификат AliesWavefront школы Real Time (Москва), - анимационные программы, даже самые современные, это лишь инструмент, позволяющий воплотить идею. И тут личность аниматора, как и любого художника, является тем самым магическим кристаллом, в котором преломляется все - и технологии, и традиции, и собственное видение мира. Возможности компьютерной анимации поистине безграничны. Но в цивилизованном профессиональном мире по-прежнему высоко ценятся мастерство рукотворной - рисованной или объемной анимации, в частности, художественное качество и профессиональные традиции нашей школы мультипликации. - Если говорить о возможностях, - продолжает Бахыт, - многие наверняка видели “Мумию”, “Звездные войны”, “Матрицу”... “Атака клонов-2” и продолжение “Властелина колец” Питера Джексона, снятые в формате High Definition, подтверждают знаменитое пророчество Уолта Диснея о том, что развитие анимации приведет к ее практической неотличимости от игрового кино. А если рассуждать о фантазии аниматора, перед которым открываются перспективы для творчества, все же стоит заметить, что наши юные телезрители из года в год вместо настоящего мультипликационного искусства смотрят убогие иностранные мультсериалы со всеми этими бесчисленными “суперменами”, “бэтменами” и “спайдерменами”, вышедшими из комиксов и не несущими ничего для развития жанра мультипликации. |
В поисках героя Голливудский продюсер Джон Ву обещает “оживить” Брюса Ли, а Бахыт Аупбаев - стать первым казахом, который возьмет “Оскара”. И надо заметить, небезосновательно. Сегодня Бахыт работает над первым в истории казахской анимации 3D мультфильмом с рабочим названием “Алтын Адам”. Работает с твердым намерением создать героя, которого давно не было в нашем кинематографе, тем более анимационном. - В нашем фольклоре, складывавшемся веками, есть свои герои - Алпамыс, Ертаргын, Исатай Махамбет...И если говорить о серьезном полнометражном мультпроекте - эта основа мне представляется наиболее достойной и интересной. Как концептуально, так и жанрово. Но действие будет современным, ведь Золотой Человек - не фольклорная, а историческая личность, реально существовавшая. Почему бы его по “законам жанра” не перенести в наше время... Ныне анимация поставлена в жесткие условия борьбы за существование, поэтому Бахыта как художника дальнейшая судьба его фильма волнует не менее самого творческого процесса. Разумеется, авторская полнометражная анимация, как, например, удостоенный “Оскара” фильм “Старик и море” Александра Петрова, требует гораздо более сложного и дорогостоящего производства, чем сериалы, но наши реалии позволяют аниматорам довольствоваться лишь коротким метром, ориентируя на него систему показа. И представленные на первом казахстанском кинофестивале “Звезды Шакена”, где впервые были определены номинации в области мульткино, Бахытом Аупбаевым клип “Кайсар казак” и компьютерный мультфильм “Пигыл” показывают возможный способ решения проблемы именно в этом ключе. Несмотря на то, что клип “Кайсар казак”, снятый этим летом, - эксперимент, в визуальный ряд которого включены и элементы игрового кино, и анимация, и документальная хроника, разные материалы, обработанные “цифрой”, не создают впечатления эклектики. Напротив, очевиден акцент автора, поставленный на то, чтобы все выглядело гармонично. Бахыт снял довольно профессиональный и конкурентоспособный фильм, хотя пока и несколько вторичный. Но скорость, с которой он преодолевает профессиональные ступени, обнадеживает. А значит, у него будет возможность снимать и авторское кино, привнеся туда своеобразное анимационное видение.
|