24 октября 2003
№ 42 (282)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Расстрелять -
и никаких проблем

Ольга Малахова

Все ближе лыжный сезон в Заилийском Алатау. Он начинается в ноябре и длится до мая. И в среднем ежегодно в горах близ Алматы от лавин погибает два человека. В прошлом году одним из них оказался взрывник, попавший под лавину. Человек, пришедший в горы, чтобы предотвратить гибель других людей, сам погиб из-за несоблюдения техники безопасности. А вторым был француз, опытный лыжник, экипированный по последнему слову горнолыжной техники, много лет катавшийся в Альпах. У нас ему не помог и лавинный маяк - своего рода “мобильник” горнолыжников

Тысячи людей с наступлением лыжного сезона устремляются на Чимбулак и в другие замечательные места, чтобы покататься с гор. Президенты и депутаты, космонавты и туристы, спортсмены и барды, бизнесмены и домохозяйки, наши и иностранцы - все хотят солнца, снега, скорости, экстрима.
Все круче лыжи и костюмы, все “навороченнее” сотки и автомобили. Стали модными горные лыжи, на которых можно не только спускаться, но и подниматься в горы, в том числе и на лавиноопасных участках. Все больше молодежи на сноубордах. Все чаще вертолетами лыжников забрасывают выше в горы, и оттуда они летят вниз по лыжной целине. А скоро, наверное, появятся и снежные мотоциклы. На западных горнолыжных базах владельцы этих снегоходов соревнуются в том, кто, разогнавшись, выше всех взлетит вверх, в горы.
Словом, техника, антураж и ощущения меняются. И только безалаберность и беспечность у нас остаются прежними. Лыжники не берут с собой ни лавинных маячков (дорого - двести долларов!), ни складных легких лопаток (когда лавина накроет, хоть кружкой человека откапывай). Вместо инструктажа и предупреждений по радио на горнолыжной базе - модные шлягеры на всю катушку. И если раньше при объявлении о лавиноопасности беспрекословно, для всех, опускался шлагбаум, то сейчас и после предупреждения проезд открыт. Хочешь - езжай. Там, наверху, люди делают бизнес и ждут тех, кто не боится опасности.
Печальную статистику привел нам Виктор Благовещенский, заведующий лабораторией геоэкологических проблем горных территорий Института географии Министерства образования и науки Казахстана.
- На Западе спасают три четверти попавших под лавины людей, у нас, наоборот, три четверти погибает. А те, кто спасается, должны чаще всего благодарить счастливый случай, а не специальные службы, - уверен доктор географических наук.
Когда-то в республике было пять противолавинных станций, на каждой работали по 12 человек. Сейчас их осталось две, и те лишились большинства опытных специалистов и не имеют необходимого оборудования. Увы, у нас по-прежнему применяются примитивные технологии при профилактических взрывах. В мире для спуска лавины используют вертолеты и артиллерию. Взрывчатку доставляют по канатным дорогам. У нас, по старинке, опасный груз несут на себе.
Так было и в той трагедии, когда “лавинщики” взрывали опасный участок. Первый прошел со страховкой, отмечая, куда надо укладывать взрывчатку. Второй нес мешок со взрывчаткой и, считая, что первый уже проверил участок на прочность, не подстраховался веревкой. Но именно он и “сдвинул” снег. Лавина унесла жизнь второго, а тот, кто шел первым, остался жив благодаря страховочной веревке.
- Гибели французского лыжника тоже можно было избежать, - считает Виктор Петрович. - В конце марта, по свежему снежку, ездить опасно, он буквально на волоске висит. Но для многих лыжников в этом особенный кайф. Лыжник шел на турбазу “Алматау”, экипировка - самая современная. У него был и “горнолыжный мобильник”, которым снабжены все европейские любители горных лыж, тот самый, на который пока скупятся наши лыжники. Хорошая вещь. Вошел в лавину человек - и он сразу включается на передачу, остальные ловят сигнал того, кто попал под снежный вал. Это ускоряет поиски, ведь человека можно спасти только в первые десять-пятнадцать минут. Но иностранца не спасла и эта техника, хотя его нашли почти сразу.
Наиболее опасные места находятся на дороге Медео - Чимбулак - Ворота Туюксу. По этой дороге в выходные дни идет непрерывный поток машин и пешеходов.
Лавинные станции, хоть и в усеченном виде, ведут наблюдения за снежным покровом, дают прогнозы, испытывая снег на прочность. Но на место трагедии спасатели могут прибыть в лучшем случае только через два часа. А человек задыхается уже через несколько минут.
Единственный выход, считает ученый, - совершенствовать систему профилактики взрывов. У нас проходят сутки после того как была объявлена лавиноопасность - и только тогда к опасным лоткам выезжают взрывники. За день они могут лишь на одном участке сбросить лавину. А надо спустить снежную массу еще в пяти. Работа растягивается почти на неделю, а в это время люди уже идут в горы.
Самый лучший способ - обстрел опасных участков из артиллеристского орудия. Зенитной установкой можно было бы за один день сбросить лавины на всех опасных участках. Но у нас не решаютcя доверить орудие штатским лицам. Дискуссия об этом идет уже несколько лет. Казалось бы, чего проще - создайте военизированную службу или передайте эти функции военным. В России, на Кавказе есть такие отряды, и они очень успешно работают.
Но, как поет Высоцкий, хоть “можно свернуть... мы выбираем трудный путь”. А посему остается по-прежнему надеяться на везение, на то, что пронесет...

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп