24 октября 2003
№ 42 (282)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Кино на дорогах

Светлана Грибанова

Мы так и не научились использовать уникальное географическое положение Казахстана. Политическое пока оставим в стороне - не о том речь. Привыкли к расхожим эпитетам: центр Евразии, перекресток дорог из Азии в Европу, с юга на север... Переходя от риторики к конкретной терминологии специалистов-автодорожников, подчеркнем, что перекресток-то - потенциально опасный. Мы могли бы стать транзитной страной и подняться и в собственных глазах, и во мнении окружающих нас государств, да грехи... то бишь дороги не пускают. Тем более что в отличие от казахстанцев у транзитников есть выбор: не ехать по территории Казахстана. Как бороться со “второй бедой”? Делом!

Первой твердью в море бездорожья стала автомагистраль Алматы - Астана, открытая самим президентом республики. На торжественной церемонии Нурсултан Назарбаев заявил, что дорожное строительство - главный показатель развития государства. Реконструкция заняла долгих шесть лет и “съела” 250 миллионов долларов. Но качество обновленной дороги того стоит. Теперь от столицы к столице можно проехать с ветерком и не споткнуться.
К этому событию подоспела и революция в системе дорожной полиции. Новый министр внутренних дел Заутбек Турисбеков издал приказ: останавливать и проверять транспортные средства разрешается только по ориентировкам правоохранительных органов. Мало того, почти в два раза сокращено количество постов системы “Рубеж”. Уменьшить число постов транспортного контроля собирается и Минтранском.

Справка “НП”
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число погибших при ДТП выросло на 11 процентов, а число пострадавших снизилось на 4 процента. Это говорит о том, что растет тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.

По данным управления дорожной полиции ГУВД г. Алматы

С облегчением вздохнут и “дальнобойщики”, и водители пассажирского транспорта, да и обычные автолюбители: проверок на дорогах, а значит, и поборов станет меньше. С другой стороны, если вдуматься, ведь это чрезвычайная ситуация, подобная мораторию на проверки предприятий малого бизнеса. Государство готово вообще отменить любой контроль со своей стороны, только бы устранить почву для коррупции.
Аналоги нашей системы почти узаконенного отъема денег сотрудниками дорожной полиции, по-простому говоря, гаишниками, существуют только в странах бывшего Союза, в цивилизованных странах этого нет, да и не может быть. Не принято там офицеру полиции прятаться под кустом, чтобы в определенный момент выскочить из засады и задержать автомобиль, водитель которого наивно полагает, что никаких правил дорожного движения он не нарушал. Есть одно золотое правило: гаишнику тоже надо кушать да еще и кормить всю пирамиду до первых руководителей. Надо ли говорить, что даже в случае нарушений, требующих законного наложения штрафов, деньги чаще всего уходят мимо казны, прямо в карманы тех же постовых.
Впрочем, исходить праведным гневом и клеймить взяточников нам не пристало. На дороге два игрока - полицейский и водитель. Давая взятки, мы сами провоцируем разгул коррупции. А даем мы их потому, что не хотим лишаться водительского удостоверения, потом его восстанавливать, терять время на оплату штрафов и т.д. и т.п. В общем, выработалась целая система поведения, существуют своя “такса” на каждой магистрали в зависимости от степени нарушения, марки автомобиля и даже гражданства водителя. Для Алматы и Астаны стартовая сумма - 500 тенге.
На наш взгляд, есть только один выход из такой ситуации - отделить контролеров и участников автодорожного движения, развести их. Кстати, за рубежом только в исключительных случаях полицейские сталкиваются с водителями. В основном связь осуществляется через штрафные квитанции. Те, кто бывал за границей, наверное, наблюдали такую картину: дорожный полицейский оставляет квитанцию прямо на ветровом стекле автомобиля, припаркованного в запрещенном месте. Или в конце автобана вручает фотографию машины, сделанную во время нарушения правил дорожного движения, и штрафную квитанцию, причем на фото ясно запечатлен сам момент нарушения, номерной знак и даже лицо водителя.
Шанс изменить порядки на дорогах дает нам обновленная автомагистраль. Почему бы не довести до международных стандартов не только ее асфальтовое покрытие, но и организацию контроля на ней? Каким образом? На главных перекрестках установить камеры слежения, которые и будут контролировать движение по автомагистрали, то есть выполнять функции постовых. Камеры хороши уже тем, что взятку им не сунешь. Вся информация о ситуации на дороге будет поступать с телекамер на центральный компьютер и считываться сотрудниками дорожной полиции. В Алматы, кстати, камеры слежения уже работают на основных автодорогах. Полицейские посты уместны только в начале и в конце пути. Сотрудникам дорожной полиции останется только встретить и проводить автомашины и знакомиться с информацией, которую передают телекамеры, и выписывать нарушителям квитанции. Камера объективно фиксирует любое, даже незначительное нарушение, с указанием места и времени и передает эту информацию в компьютер. Любой проверяющий обнаружит несоответствие между нарушениями и суммами штрафов, если вдруг кто-то из сотрудников решит скрыть факт нарушения за взятку. Да это, в принципе, невозможно.
Ссылки на то, что этот метод требует больших затрат - на установку камер, компьютеризацию, переобучение кадров и тому подобное, - более чем привычные стенания людей, не желающих оставлять кормушку. Учитывая, что деньги будут стекаться не в карман нечестных постовых, а в бюджет государства, затраты окупят себя меньше, чем за год. Факты нарушений не будут замалчиваться, как это происходит до сих пор, когда гаишнику невыгодно раскрывать все случаи нарушений, за которые он получил мзду. Только в Алматы в прошлом году зарегистрировано 2281 дорожно-транспортное происшествие, 175 человек погибли, 2459 получили ранения различной степени тяжести. За прошедший период 2003 года зарегистрировано 1748 ДТП, погибли 156 человек и ранены 1872 человека. Можно только представить, сколько их происходит не по статистике, а на самом деле. Водители знают, что из тех денег, что они “отстегивают” ГАИ, официально учитывается едва ли тысячная доля. К тому же не нужно будет тратиться на содержание огромной армии дорожных полицейских, на их обмундирование, транспорт.
Нельзя переоценить и моральный аспект. Будет покончено со взятками на дорогах, а значит, водители вздохнут свободнее. Качественно изменятся, станут цивилизованными отношения между госорганами и гражданами, то, что принято называть словом “администрирование”. И, может быть, исчезнет прослойка людей, которая кормится поборами с водителей. Ведь это позор, когда взрослые дядьки в погонах на своем рабочем месте занимаются вымогательством. Дорожные полицейские станут обычными государственными клерками, которые отслеживают ситуацию на дорогах, анализируют информацию и в случае необходимости выписывают штрафы.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп