Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Детективная история Игорь Лоскутов, начальник производственного департамента ЮрИнфо Проект закона “О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) детективной деятельности в Республике Казахстан” в мажилис парламента РК поступил 30 сентября и принят в законодательное производство. Как видно из названия, у закона два основных объекта регулирования - частная охранная и частная детективная деятельность. Что касается охранной деятельности, то здесь вроде бы все понятно. Есть Закон Республики Казахстан от 19 октября 2000 г. №85-II “Об охранной деятельности”, к нему издан ряд подзаконных актов, есть достаточно много частных охранных организаций, то есть закон работает. Гораздо запутаннее вопрос с законодательным регулированием частной детективной деятельности. Здесь впору говорить о том, что история с принятием закона о частных детективах сама по себе носит некий детективный оттенок. Начнем с того, что еще десять лет назад постановлением президента от 11 февраля 1994 г. №1562 Кабинету министров было поручено внести в Верховный Совет РК законопроект о частной детективной и охранной деятельности. Поручение было исполнено, и 7 ноября 1994 года Кабинет министров издал постановление №1225 “О проекте закона РК “О частной детективной и охранной деятельности в Республике Казахстан”. В череде последовавших затем реформ и переездов государственных органов документ благополучно сгинул в недрах бюрократической машины, и узнать сегодня что-то о его судьбе и содержании достаточно затруднительно. 11 сентября 1997 года премьер-министр Кажегельдин А.М. подписывает распоряжение № 03-р “О мерах по оказанию содействия негосударственным структурам, оказывающим услуги, связанные с сыскной (детективной) и охранной деятельностью”. В нем отмечалось, что в правительство продолжают поступать обращения от негосударственных структур, оказывающих услуги, связанные с сыскной (детективной) и охранной деятельностью, с просьбой об оказании им содействия в получении соответствующих разрешений. Исходя из того, что такого рода деятельность относится к числу лицензируемых, а лицензиаром является Министерство внутренних дел, МВД предписывалось беспрепятственно выдавать по заявкам негосударственных субъектов, оказывающих услуги, связанные с сыскной (детективной) и охранной деятельностью, необходимые лицензии, патенты и разрешения на проведение охранной деятельности. Однако после назначения премьер-министром РК Балгимбаева Н.У. это распоряжение было скоропостижно отменено уже в январе 1998 года. Далее ситуация с правовым регулированием детективной деятельности до сегодняшнего дня оставалась неизменной - есть Закон “О лицензировании”, где оказание негосударственными субъектами юридических услуг, связанных с сыскной (детективной) деятельностью отнесено к лицензируемым видам деятельности. Предусмотрена даже административная ответственность для частных детективов, но нет никаких правил, не говоря уже о законе, в которых бы говорилось, как эта частная детективная деятельность должна осуществляться, и пояснялось бы, кто же они, собственно, такие, эти частные детективы-сыщики. Тем не менее в плане законопроектных работ правительства РК на 2003-2005 годы подготовка проекта указанного закона не предусмотрена. Это, очевидно, и дало депутатам повод взять законодательную инициативу на себя. Возможно, на их решение повлияло еще и то, что на двадцать первом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ, которая прошла 16 июня этого года, был принят модельный Закон “О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности”, некоторые положения которого явно нашли отражение и в депутатском законопроекте. Оценивая перспективы принятия проекта, предложенного депутатами, следует, очевидно, сказать и о том, что по сложившейся практике депутатские законопроекты явно имеют несколько меньший вес, нежели правительственные (согласно Конституции РК право законодательной инициативы принадлежит только депутатам парламента и правительству). Так, например, по итогам четвертой парламентской сессии второго созыва, после принятия сенатом и подписания главой государства из 94 законов 85 принято по законопроектам, инициированным правительством, и только 9 - депутатами парламента.
|