24 октября 2003
№ 42 (282)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Культура 

Мир Шамбалы -
земными художниками

Тумур Цэрэндорж

Более семидесяти лет назад, когда в Монголии насчитывалось 700 храмов и монастырей и когда одна треть населения были ламами, в Западной Монголии, в Тушээт хан аймаке (ныне Булган аймак, “аймак” означает “область”) стоял златоголовый храм на 10-метровой искусственной горе

Храм тот был знаменит тем, что в нем хранился прекрасный макет божественной страны Шамбалы. К сожалению, ни макет, ни храм не сохранились под напором фанатического вандализма большевиков, появившихся извне. Как не сохранилось очень многое из огромного буддийского наследия монголов во время великого похода атеизма на религию. И хотя третье возрождение буддистской религии в Монголии, начавшееся в XVI веке, подверглось разрушительному воздействию большевизма, в Монголии буддийская религия и искусство вновь возрождаются.

Одним из ярчайших проявлений этого духовного возрождения стало творчество ламы-подвижника, мастера, философа и художника 39-летнего Ганхуугийн Пурэвбата, чья творческая выставка буддийского искусства проходила как в Монголии, так и во многих других странах.
Его творчество демонстрирует все виды неповторимого буддийского искусства монголов во всей гармонии и полноте, состоящее из более 200 произведений. Включая нарисованные и вышитые танки, или изображения богов и богинь, образцы линий и канонов, по которым должны воссоздаваться образы, литые статуэтки богов, макет Шамбалы, малые живописные формы, маски цам из папье-маше, чертежи и рисунки человеческой анатомии...
По словам Пурэвбата, Монголия, являясь страной с 2000-летней историей развития буддизма, создала уникальную буддийскую культуру. И хотя философия и святыни буддизма везде одинаковы, в связи с особенностями нации и образом передачи буддийского знания каждая культура и народ вырабатывает свои особенности религиозного искусства. Во-первых, это одежда и ритуальные принадлежности, во-вторых, это мелодия и ритм чтения мантр, и в-третьих, это влияние традиций, обычаев и других религий, существующих в определенной культуре.
“Наши отцы и деды оставили последующим поколениям величайшее наследие, - восхищается Пурэвбат лама. - Буддийское искусство и философия развивались в Монголии очень интенсивно. Достаточно вспомнить, что Монголия - одна из трех стран в буддийском мире, которая перевела учение Будды, Ганжуур и объяснение к этому учению, Данжуур, на родной язык”.
Как любой творец и художник, Пурэвбат лама имеет свой особенный стиль. Он уверен, что канонизированность буддийского религиозного искусства никоим образом не мешает авторской экспрессии. Наоборот, являясь выработанным веками каноном постижения божественной гармонии, учение о “тиг”, или об измерениях и канонах буддийского рисунка и образа, только помогает воссоздать божественную гармонию и совершенство. Буддийское же религиозное искусство, судя по творчеству Пурэвбат ламы, есть учение, очень тесно связанное с философией буддизма и имеет целью не самовыражение одной личности, но отражение божественного учения в рамках уже испытанных столетиями законов совершенства и гармонии.
В 1985 г. талантливый мальчик из семьи скотоводов из Центрального аймака, выучившись искусству монгол зураг (монгольский рисунок), монгольской национальной живописи, решил поступить в Высшую буддийскую школу, осознав и почувствовав неразрывную связь монгол зураг с религиозным искусством. Окончив школу, юноша едет за знаниями в Индию - прародительницу буддизма, чтобы найти ответы на нескончаемые вопросы философии и искусства. До того как ему выделяют пособие, около года молодой лама живет впроголодь, думая только о том, чтобы узнать и понять больше. Из Дарамсалы, где он учится в духовной школе, он едет в Тибет, Бутан, Непал, учится, перерисовывает, собирает знания, материалы. “Я поехал в эти страны, чтобы уточнить ответы на мои вопросы”, - говорит Пурэвбат лама. Отучившись и приехав домой с 200 кг набросков и материалов, открывает факультет при духовной школе, чтобы передать свои знания, творить и служить богу и людям на благо всего живого. Творить со своими подвижниками и студентами Буддийской высшей школы искусств, которую он основал в 1996 году. Вместе со своими студентами он готовит к публикации 23 тома досконально изученных и аккуратно собранных по крупицам материалов на тему монгольского буддийского искусства. Кроме того, Пурэвбат лама уже подготовил к печати 66 томов классической буддийской литературы, переведенных с тибетского и других языков на монгольский. Более двадцати произведений монгольских буддийских философов и мыслителей переписаны им с монгольской письменности на кириллицу.
Одно из величайших постулатов буддизма - это воспитание духовного милосердия, это чистое и искреннее желание видеть других счастливыми и освобожденными от страданий. Заботясь о других, любя и молясь за все живое и дышащее, человек создает себе хорошую, светлую карму, которая помогает душе совершенствоваться и переродиться человеком в будущем (что сравнивается с одним счастливым просом, попадающим на конец иглы), или богом в высших мирах, в стране Шамбалы. Творчество нашего современника, подвижника Пурэвбат ламы наводит на мысль, что он творит и посвящает свою жизнь, душу и несравненный талант в целях просвещения своих современников, и поколений, которые будут продолжать возрождение духовности.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп