03 октября 2003
№ 39 (279)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

Монополия на небо

Аврора Крейсер

Ситуация вокруг нового национального авиаперевозчика давно стала объектом внимания прессы. Судя по всему, на сегодня деятельность новой авиакомпании мало оправдывает возлагавшиеся на нее высокие надежды

Компания “Эйр Астана” была создана на паях с британскими авиаторами. На сегодня, по некоторым данным, казахстанской стороне принадлежит 51 процент акций, а совладельцам - оставшиеся сорок девять. Комфортабельные самолеты “Боинг” приобретены в лизинг. И если верить источникам, то самолетов у компании всего пять, которые по прошествии времени должны по логике вещей перейти в собственность компании, то есть наполовину они станут казахстанскими, а остальные 49 процентов бортов останутся у совладельцев.
С момента рождения новой компании она удостоилась невиданных преференций - все наиболее выгодные направления оказались в монополии “Эйр Астаны”.
Вместе с тем при наличии всего пяти самолетов обеспечивать сорок процентов полетов по стране, согласитесь, представляется малореальным.

“Боинг” обещал быть

С этим и довелось столкнуться пассажирам новой авиакомпании при перелетах между южной и северной столицами Казахстана. Вместо обещанных “Боингов” при той же стоимости билетов пассажирам несколько раз только в прошлом месяце приходилось довольствоваться перелетом на российских “тушках”.
Учитывая, что в собственности “Эйр Астаны” нет иных бортов, кроме “Боингов”, логично предполагать, что они были арендованы. В данном случае у частной авиакомпании “Саяхат”. Напрашивается вопрос: почему бы той же частной компании не выполнять эти рейсы самостоятельно? Глядишь, и тарифы бы были ниже.
Данное предположение подтвердили и в обществе защиты прав потребителей “Адилет”. По словам председателя данного общества Кабыкена Закарьянова, юридически авиабилет представляет собой договор между потребителем и поставщиком услуг, предполагающий определенный уровень комфортности, время и качество предоставляемой услуги. В данном же случае налицо дезинформация потребителей, которые вправе требовать разницу между стоимостью билета на “Боинг” и “Ту”.
Однако, по-видимому, в Комитете гражданской авиации мыслят иначе. Потому-то авиакомпания, имеющая в собственности всего пять бортов, выигрывает все конкурсы на авиамаршруты, заявляя при этом баснословные тарифы.
Более странно, что кроме множества частных авиакомпаний с собственным авиационным парком, превышающим эйрастанинский, в стране имеется и вторая авиакомпания “Эйр Казахстан”, имеющая в собственности более тридцати бортов. Уж она-то наверняка способна, как минимум, успешно конкурировать с новой.
Однако у авиаторов есть доводы относительно низкой безопасности устаревшего авиапарка других компаний, которые становятся сомнительными в свете целого ряда нештатных ситуаций, возникавших с новенькими самолетами “Эйр Астаны”. Более того, почему-то никто не задается вопросом о низкой безопасности, когда арендуются те же старые самолеты у других авиакомпаний.
Посему сегодня ситуация на маршрутах “Эйр Астаны” напоминает старые административно-командные механизмы, в которых нет места рыночным законам.
В связи с чем ожидавшейся конкуренции в казахстанском небе так и не возникло. Вследствие этого ни тарифы на авиаперелеты, ни их качество заметно не изменились.
Разумеется, в подобных искусственно тепличных условиях и новой национальной авиакомпании “Эйр Астана”, которая по первоначальному замыслу должна была привнести в нашу авиацию международные стандарты, нет особой необходимости каким-то образом улучшать условия. Более того, по-видимому, менеджеры “Эйр Астаны” настолько уверены в собственной непогрешимости, что могут без особых извинений, а тем более компенсаций, пересадить пассажиров с билетами на “Боинг” в обычную “тушку”. И при явном недостатке ресурсов претендовать на монополизацию наиболее прибыльных маршрутов.
Хотя на самом деле пора бы уяснить, что оказанное руководством страны доверие новой компании и определенные преференции - это вовсе не индульгенция от всевозможных промахов, а всего лишь аванс, который нужно оправдать добросовестной и честной работой, доверием клиентов и конкурентоспособностью.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп