Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Опыт ЕС для СНГ? Why not?! Ботагоз Сейдахметова Глобализация - это уже объективная реальность. Европа, как оказалось, не так далеко от нас находится. Более того, в последнее время опыт Европейского союза в процессе экономической и политической интеграции, а также построении демократических институтов серьезно изучается в бывших странах Советского Союза. Казахстан и другие страны Центральной Азии - не исключение Энергия азиатов, инерция европейцев Мой собеседник - доктор Райнхард Крумм, координатор Фонда Фридриха Эберта в Центральной Азии. По образованию историк. Последние cемь лет - корреспондент и редактор в Москве и Гамбурге немецкого журнала “Der Spiegel”. В Фонде Эберта считают, что опыт Европейского союза может быть полезным не только для Казахстана и пост-советской Центральной Азии, но и для других стран СНГ. В Казахстане работает немало европейских экспертов. Политологи из Германии, на мой взгляд, занимают в этом ряду особое место. И дело не только, как правило, в прекрасном знании русского языка, но и в искреннем желании разобраться в политической ситуации, дав при этом по возможности объективный анализ для правильного решения. Среди них и дипломаты из немецкого посольства, и журналисты серьезных немецких изданий, аккредитованные в нашей стране, и независимые политические эксперты. К последним относится Райнхард Крумм, который, кстати, сразу после нашей беседы уехал в командировку в другую страну центрально-азиатского региона. На мой вопрос, как, на его взгляд, идет процесс интеграции в нашем регионе, Райнхард Крумм ответил, что все зависит от политического курса государств региона: “Как координатор по Центральной Азии надеюсь, что будет достигнуто какое-то единство в этом регионе. Но опыт показывает, это сложный процесс. Хотя в “водной сфере” наблюдается некоторый прогресс. Я слышал от некоторых казахстанских министров, что опыт Европы очень желателен с целью его применения здесь, в Центральной Азии. Но, по-моему, есть дефицит политической воли. Неясно, какой путь изберут Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Более понятно с Казахстаном. Это курс на экономическую интеграцию с Россией, Украиной и Белоруссией. Результатов усилий Казахстана больше работать с соседними странами Центральной Азии пока не видно”. При этом он отметил, что есть что перенять и европейцам у стран пост-советского пространства. “Бывшие страны Советского Союза имеют огромный опыт перехода от социализма к рыночной экономике. Вы многое пережили. Люди меняют профессию, образ жизни, переезжают работать в другие места. Проблем очень много, но у людей есть надежда, есть энергия и желание изменить свою жизнь. В “старой” (западной части) Германии нет такого желания что-то серьезно менять. Мы жили очень благополучно последние сорок лет, у многих сложилось впечатление: так должно быть всегда. Да, и европейское сообщество стало несколько инертным. Энергия казахстанского общества - полезный пример для европейского общества”. Можно понять, почему Казахстан неохотно идет на интеграцию в нашем регионе. “Думаю, что у Казахстана впечатление, что сейчас не очень выгодно работать с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, слишком заметен его экономический отрыв. В основном, ориентация на большие возможности российского рынка. Но в интересах европейских предпринимателей - единый центрально-азиатский рынок с потенциалом населения в 55 миллионов человек был бы гораздо выгоднее”. Безопасность или реструктуризация законов? Между тем в самой Европе достаточно проблем, которые все труднее решать в расширяющемся союзе. С одной стороны, на лицо все плюсы интеграции для новых стран из Восточной Европы в ЕС - единая экономическая зона, общий “кошелек”, который может прийти на помощь “отстающим”. А с другой - рост уровня безработицы, незаконная иммиграция, морально устаревшая социальная система. Что больше волнует сейчас немецких политиков: состояние экономики или новые меры безопасности после 11 сентября? Кстати, с интересом узнала, что нигде в мире не было такого тотального контроля за населением, как в бывшей ГДР. По мнению Райнхарда Крумма, “сейчас самое важное для Германии - это реорганизация социальной системы”. “Устройство социальной системы, которую начинал “железный” канцлер Бисмарк, теряет смысл. Причина в том, что раньше много молодых людей работали для пенсионеров. Теперь демографическая пирамида выглядит иначе, ситуация обратная. Пенсионеров намного больше, чем молодых, способных на них работать. Во главе нашего правительства стоит Социал-демократическая партия. Люди, которые голосуют за СДПГ, не могут понять, почему они должны страдать. У нас в Германии до сих пор почти 4,5 миллиона безработных. Это очень много. При этом у нас очень сильная государственная структура, и это может мешать процессу реорганизации. Но не надо забывать, что и американская экономическая система не образец. Международная конкуренция в сфере экономики и другие причины не позволяют существовать такой социальной системе, какая есть у нас. Поэтому проблема № 1 - это социальные реформы, реформы в сфере медицинского страхования. Если почитать немецкую прессу, то тема социальных реформ - на первых страницах”. Летний театр от Берлускони Председательствовать в ЕС до конца года будет Италия. А это значит, что со страниц газет (и не только европейских) до конца года не будет сходить имя итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони. И не столько потому, что именно в период его лидерства в ЕС будет решаться судьба единой европейской Конституции, сколько потому, что итальянский политик успел за это время рассориться и вновь подружиться со своими европейскими коллегами. Как отразится председательство Сильвио Берлускони в ЕС на ходе политической и экономической интеграции в Европе? На этот вопрос я получила неожиданно спокойный ответ: “Здесь нельзя говорить только о роли Берлускони, скорее о всей стране Италии. Я уверен, Италия сможет до конца очень спокойно и хорошо подготовить расширение Европейского союза, а следующая страна, которая возглавит ЕС, продолжит этот процесс”. Скандальные высказывания итальянского министра по туризму в адрес немецких туристов, а также Берлускони - в адрес немецких политиков транслировались по всем ведущим телеканалам мира. Экспрессивные итальянцы разбудили и взбудоражили старушку-Европу. Но мой европейский собеседник комментирует это по-немецки сдержанно: “Высказывания в адрес немецких туристов - это была спекулятивная “драчка”, но Берлускони использовал нашу прежнюю историю. Думаю, что в том контексте это было не очень красивой спекуляцией. К сожалению, это действительно часть нашей истории. Жаль, что все еще ощутим дефицит хорошей культуры дискуссий. Я был на отдыхе в Италии, там много немецких туристов. Есть, конечно, стереотип немца. Но, простые немцы очень любят Италию, и им все равно, о чем спорят политики. Это самая любимая нашими туристами страна. Наш министр иностранных дел Фишер в этом году отдыхал в Италии. И сейчас Шредер спокойно общается с Берлускони. Это был просто “летний театр”. Единая Конституция Идея единой европейской Конституции была раскритикована некоторыми аналитиками Европы. В частности, так называемые “малые страны” Европы опасаются, что политическое главенство в ЕС закрепится за Германией и Францией. Есть противники новой конституции и в самой Германии. “До сих пор ЕС давал хороший образец учета интересов и для малых стран. Пример - Португалия, Ирландия, Люксембург. Сейчас - страны Балтики”. Возможность голосовать, решать проблемы вместе с большими странами, экономическая выгода членства в ЕС - таковы, по мнению г-на Крумма, главные плюсы для “малых стран” Европейского союза. Новая Конституция сейчас бурно обсуждается. “Я думаю, что через несколько лет ЕС будет не только экономическим, но и политическим союзом. Этого требуют интересы многих стран”. |