Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Кнутом по прянику Борьба с коррупцией, похоже, приобретает новые оттенки, формулировки и последствия. Как стало известно на прошедшей неделе, наказания за коррупционные преступления ужесточены. Ко всему прочему к ответственности за эти преступления теперь будут привлекаться и депутаты парламента и маслихата Надо сказать, что еще в мае нынешнего года на заседании Комиссии по борьбе с коррупцией советник президента РК Георгий Ким говорил об отсутствии постоянства и прогресса в борьбе с коррупцией. По статистике, коррупционные правонарушения растут: к примеру, если в прошлом году против сотрудников органов юстиции было возбуждено 23 уголовных дела за коррупционные правонарушения, то в первом полугодии этого года уже 88. Напомним еще один факт: за первое полугодие нынешнего года из 163 уголовных дел, завершенных КНБ, 40 процентов относятся к коррупционным. В этой связи произведенные в законодательстве изменения представляются вполне закономерным шагом. | По дороге разочарований снова очарованный иду... |
Выступая перед журналистами с разъяснением нововведений, заместитель руководителя администрации президента Игорь Рогов отметил, что главное внимание уделяется профилактическому аспекту явления. По его словам, выдавать “волчий билет” коррупционерам никто не собирался - это противоречит нормам Конституции, “законодатель пошел по пути продления сроков невозможности привлечения лица к госслужбе”. Закон расширил само понятие коррупции: теперь любое получение материальной выгоды с использованием полномочий будет считаться коррупцией. Усилена уголовная ответственность за клевету, а также за заведомо ложный донос и дачу ложных показаний. Насколько повлияет политика ужесточения мер ответственности на ход борьбы с коррупцией - общественное мнение по этому вопросу неоднозначно. Депутат мажилиса парламента РК Татьяна Квятковская: “Во-первых, следует пересмотреть определение коррупции. Наши представления о коррупции сводятся к одному - взятке. А что такое взятка? Как доказать, что она была дана? Взятку невозможно доказать. Поэтому мы должны говорить не о взятке как таковой, а о действиях, которые были совершены в ущерб одним людям на пользу другим. Это и есть наиболее широкое понятие коррупции. Во-вторых, в Гражданском кодексе записано, что чиновник, нанесший неправомерный вред предпринимателю, обязан возместить его в полном объеме. Но не было случая, чтобы чиновники поплатились своим личным имуществом за содеянное. Чувство безнаказанности также порождает коррупцию. В-третьих, самая радикальная мера борьбы с коррупцией - это снижение налогов. Пока у предпринимателя “рыльце в пушку”, пока ему выгодно прятаться от налогов и кормить таким образом целую армию проверяющих - коррупция будет процветать”. Бахытжан Абдраимов, руководитель представительства президента РК в парламенте РК: - Борьба с коррупцией - это целый комплекс мер. Прежде всего общественность должна иметь возможность влиять посредством определенного механизма на чиновников. Ни один, даже самый лучший начальник, не сможет проконтролировать всех своих подчиненных. Во всем мире этот вопрос решается просто - через институты общественного контроля. Также надо создать четкие правовые процедуры. Президент Казахстана совершенно верно отметил на совещании с правоохранительными органами, что необходимо разработать такой нормативный акт, который будет детально регламентировать все виды проверок и исключит этим самым возможность для злоупотреблений со стороны чиновников. И, наконец, необходимо повысить требования к государственным служащим, касающиеся соблюдения профессиональной этики. Ведь получается так, что в большинстве случаев служащие совершают этические правонарушения, которые в конечном итоге в сумме своей приводят к правонарушению или преступлению. Что касается ответственности депутатов за коррупционные действия... По действующему законодательству депутат может быть арестован только в случае совершения тяжкого преступления или же задержания на месте преступления. Депутатский иммунитет нужен для того, чтобы депутат осуществлял свои полномочия и имел дополнительные гарантии своей неприкосновенности, поскольку он может поднимать “неудобные” проблемы. Депутатский иммунитет, гарантированный нашей Конституцией, более чем достаточен. Ответственность за коррупционные действия нужна для того, чтобы дисциплинировать человека. Отчет о доходах и расходах - это отчет перед народом. И депутатам, как представителям народа, такой отчет только добавит авторитета. Сергей Ударцев, доктор юридических наук, проректор по учебной работе академии “Эдилет”, отмечает, что внесенные изменения в законодательство в определенной мере способствуют достижению цели активизации борьбы с коррупцией... “Расширение круга субъектов, отдельных понятий объективно приведет к этому. В то же время в таком важном деле важен системный подход. В связи с этим, видимо, требуется анализ действующего законодательства и с точки зрения изменения норм, которые содействуют созданию условий для проявления коррупции. Например, в действующем Кодексе об административных правонарушениях сплошь и рядом “резиновые” санкции - можно наказывать за одно и то же нарушение очень маленьким штрафом и штрафом, во много раз превышающим минимальный. Хотели как лучше: сделать законодательство более гибким, учитывающим различные обстоятельства, когда надо - и смягчающим ответственность, учитывать разный размер собственности предпринимателей - малого бизнеса, среднего, крупного. Видимо, была надежда на здравый смысл и на то, что практика, последующее ее обобщение государственными органами и судами определят оптимальные размеры штрафов в разных ситуациях. Но получилось как всегда: предприниматели жалуются на злоупотребления, произвол проверяющих, нередко завышающих размеры штрафов, а затем при определенных условиях соглашающихся их снизить. Прокуратура города проверила соблюдение контрольно-надзорными органами постановления правительства РК о моратории на проверку малого бизнеса. И выяснилось, что только по Алматы за шесть месяцев 2003 года установлено более 200 случаев нарушения моратория. Во многих случаях даже в период действия моратория проводятся проверки без вынесения актов об их назначении и так далее. Таким проверкам с нарушениями за полгода в Алматы были подвергнуты более 70 субъектов малого бизнеса. Видимо, при системном решении вопросов о профилактике коррупции желательно провести ревизию законодательства, создающего порой условия для таких негативных явлений, а также внимательно изучить правовой аспект и практику реализации контрольно-надзорных полномочий государственных органов”. Представитель “зеленого” движения Казахстана Мэлс Елеусизов придерживается мнения, что необходимость ужесточить законы в отношении коррупции назрела давно. “Я считаю коррупцию главным преступлением в обществе. С нею нужно бороться самыми жесткими мерами. Она разъела страну, и в этих условиях законы, конечно, нужно менять. А в целом, как только будет прозрачность деятельности власти, с коррупцией бороться станет значительно легче”.
|