Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Маркетинг для фермера Айжан Салихова
Казахстанское фермерство делает очередной рывок в новое тысячелетие. В скором времени отечественные крестьяне будут планировать свою деятельность по биржевым сводкам, по компьютеру, который станет для них столь же необходимым, как сельхозтехника Аграрный сектор республики переходит на плановые рельсы. Время дотаций завершилось, при этом в Год аула намечено поднять данную отрасль экономики. Правда, планирование будет уже не устаревшим, административным, а современным маркетинговым. До сих пор произвольное ведение хозяйства без наличия информации о рынках сбыта представляло для фермеров серьезную проблему. Знакомые любому капиталисту кризисы перепроизводства, как следствие, обрушение цен на выпущенную продукцию, регулярные убытки стали бичом отечественного крестьянина, причина которого - в нерыночном подходе, когда фермер в своей деятельности ориентируется не на удовлетворение потребностей рынка, а на опыт удачливого соседа. Хотя, если судить справедливо, отечественный аграрный рынок находится на сегодня в зачаточном состоянии. Реализация сельскохозяйственной продукции носит хаотичный характер, и в данной сфере крутится масса посредников. В результате и возникает феномен, когда при космических розничных ценах на сельхозпродукцию сам ее производитель едва сводит концы с концами. Разумеется, ни о какой конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции говорить пока не приходится, а уж об улучшении ее товарных качеств, в том числе и вида, тем более. Вместе с тем предстоящее вступление Казахстана в ВТО и следующее за ним открытие внутренних рынков для зарубежного товара может при нынешнем положении дел угробить едва поднимающийся с колен аграрный сектор. Между тем в аулах сегодня проживает значительная доля населения республики, а аграрный потенциал сельскохозяйственной отрасли пока далеко не исчерпан. В связи с этим, объявляя Год аула, глава государства одним из приоритетов поставил вопросы поиска механизмов повышения эффективности сельхозпроизводства, степени его доходности и подготовки аграрного сектора к вступлению страны в ВТО. Именно эти задачи и заложены в основу Агропродовольственной программы. Между тем одной из главных проблем на сегодня является отсутствие информации и стихийность аграрного рынка. Теперь, согласно принятой программе, для повышения доходности своей деятельности и создания гарантированного рынка сбыта фермерам предстоит познакомиться с передовыми рыночными механизмами и вступить в сотрудничество с создаваемой в республике информационно-маркетинговой системой. Согласно результатам исследований, фермеры республики испытывают острый недостаток в информации о рынках сбыта, не знакомы с механизмами ценообразования и ограничены в поисках выгодного покупателя. Создаваемая в стране информационно-маркетинговая структура запланирована как стройная вертикальная модель, призванная охватить и связать между собой все регионы республики, включая районные центры. Нижнее звено сети - районные центры - будут призваны проводить консультационную работу среди сельхозтоваропроизводителей, информировать их о ситуации на аграрном рынке страны. Последнее будет проводиться посредством размещения рыночных сводок на стендах, публикации информационных бюллетеней и их рассылки фермерам района. Более того, налаживаются связи с аналогичными службами других государств и странами Евросоюза для получения информации о состоянии зарубежного продовольственного рынка. Параллельно с этим будет организована система сбора информации на местах, ее анализ и формирование единой информационной базы. Помимо вышеназванных путей распространения информации, интересующие данные любой фермер сможет найти на специальном WЕВ-сайте. Кроме этого, в базе данных будет размещена и информация о лизинговых и кредитных программах, о государственном и коммерческом закупе зерна и животноводческой продукции, о ценах на запасные части, ГСМ, удобрения. Как сообщил председатель правления ОАО “КазАгроМаркетинг” Дархан Калиев, на сегодняшний день уже обучено 250 специалистов для работы в данной сфере во всех регионах республики. Во время семинаров каждый из будущих аграрных маркетологов осваивал новую профессию в условиях, приближенных к реальности. Однако образовательные программы на этом не завершатся. По окончании формирования информационно-маркетинговой структуры аграрного рынка намечено проведение курсов компьютерной грамотности среди сельхозтоваропроизводителей. Словом, можно ожидать, что в скором будущем компьютер и Интернет станут неотъемлемыми атрибутами отечественного фермера. Который, как продвинутый западный коллега, будет искать покупателей по Интернету. Очевидно, это должно благотворно сказаться на его благосостоянии. А как это отразится на розничных ценах на сельхозпродукцию, покажет время. Правда, как бы отечественные чиновники, как это часто случается, не загубили обретающие реальные перспективы проект. В противном случае фермерам так и придется довольствоваться сохой и мотыгой.
Астана
|