Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Чий для королевы Ася Нуриева В Мадриде прошла персональная выставка художниц ГаБо - Гали и Боты Кусаиновых “Кочевая жизнь” Выставка вызвала интерес у избранной публики благодаря и тому, что в основе искусства художниц лежит прикладное искусство номадов. - Что значительного произошло за последнее время в вашей жизни? Галя: Думаем, что это вступление в члены Союза художников Казахстана и персональная выставка в Центральном выставочном зале под названием “Путешествие по Востоку” и, конечно же, персональная выставка в Испании. - Когда и как возникла идея выставки? Бота: Впервые идея выставки возникла в тот момент, когда наша младшая сестра Мадина в прошлом году уехала учиться в дипломатическую школу в Мадрид. По нашей просьбе она занялась поиском галереи или выставочного зала, где можно было бы провести нашу персональную выставку. Так как мы работаем в национальном стиле, то есть делаем традиционно казахские вещи и работаем с традиционными материалами, создаем декоративно-прикладные изделия - чий, гобелены, войлок, то найти такую галерею было непросто. И здесь не обошлось без помощи посольства Казахстана в Испании, а именно супруги посла Гулистан Хамзаевой, необыкновенно обаятельной и вместе с тем очень энергичной женщины, которая и предложила нам провести эту выставку в посольстве Казахстана в рамках ежегодного культурного мероприятия для деловых и политических кругов Испании, деятелей культуры, СМИ, а также дипломатического корпуса, чтобы лучше ознакомить с историей, культурой, традициями и обычаями Казахстана. Каждый год тема этих встреч разная, например, одной из прошлых встреч это был беташар, а до этого - рассказ о том, что такое юрта и ее убранство. В этом году, соответственно, тема была - прикладное искусство казахов. Мы с радостью приняли приглашение и с удовольствием приехали в Мадрид.
| КУСАИНОВА ГАля и БОта (ГаБо) Родились 29 октября 1969 года в г. Алматы. В 1994 окончили Ленинградское художественное училище Всесоюзного общества глухих. В 1999 г. окончили Казахскую художественную государственную академию, факультет декоративно-прикладного искусства. С 1997 г. члены молодежного объединения Союза художников РК. * 2001 г. - дипломанты международного фестиваля искусств “Мастер-класс”, г.Санкт-Петербург, Россия. * 2000г. - международная выставка глухих художников, Рим, Ватикан, Италия. * 1999 г. - персональная выставка, галерея “Трибуна”, Алматы. * 1998г. - всемирная женская выставка, музей современного искусства White Columns, Нью-Йорк, США. * 1993 г. - международная выставка глухих художников, Рочестер, США. * 1991 г. - бронзовая медаль ВДНХ СССР, Москва, Россия. Работы ГаБо находятся в частных коллекциях Казахстана, России, Кыргызстана, США, Германии, Швейцарии, Франции, Кипра, Испании, Голландии, Англии, Венгрии, Канады, Египта, Швеции, а также в ГМИИ им.Кастеева. Живут и работают в Алматы. |
- Какие работы вы представили на эту выставку? Галя: Мы привезли в основном работы с нашей последней персональной выставки, которая проходила в Алматы в июне этого года. Всего около 30 работ. Это были гобелены, чий, войлок, то есть прикладные вещи, о которых в Испании раньше никто и не имел представления. Выставку мы назвали “Кочевая жизнь”, таким образом, делая акцент на том, что мы представляем традиционное и уникальное по своей сути искусство номадов. В день открытия выставки мы надели старинные казахские украшения, восточные платья, жилетки... было очень интересно. - Как в общем прошла выставка? Галя: Пришли очень много людей, среди них были жены послов, дипломатов, которые работают в Мадриде, жены испанских бизнесменов. А еще присутствовала принцесса Иордании, сестра короля, очень интересная и красивая женщина. Приятно, что у нее тоже в коллекции теперь имеется наша работа, которая представляет искусство Казахстана. Это была не просто выставка... Мы решили, что одновременно будет интересно провести мастер-класс, то есть продемонстрировать то, как делаются работы, которые мы привезли. Я показывала, как делается войлок, а Бота - как делается чий. А наша сестра Мадина в это время переводила и комментировала гостям то, что мы делали. Все материалы привезли с собой - крашеную шерсть барана, камышовые тростинки для чия, специальный клей. Те, кто присутствовал на мастер-классе, с удивлением и интересом смотрели, как мы вручную наматываем шерсть на тростинку и как из этого получается рисунок. - Как воспринималось испанской публикой ваше искусство? Бота: Для испанцев, да и вообще для большинства иностранцев традиционное казахское искусство до сих пор остается неизвестным. Искусство кочевников - это особое, уникальное искусство, это особое восприятие мира, это целая философия. Ведь все вещи должны были легко собираться и разбираться. Но, несмотря на это, за каждой работой стоял огромный ручной труд. А то, что делаем мы, - это современные вещи с использованием традиционной техники, такие работы легко можно использовать сейчас и в интерьере квартиры, то есть не только для украшения юрт, как это было раньше. Вот это, наверное, и удивило публику. А вообще надо сказать о том, что нужно продвигать в мире прикладное искусство казахов, интерес к нему большой, мы это заметили на своей выставке в Мадриде. На самом деле, это что-то абсолютно для них новое, и европейская публика с готовностью это воспримет. - Что оставило наибольшее впечатление? Мадина: Самое незабываемое впечатление произвели на нас король и королева Испании, которых мы увидели при вручении диплома в дипломатической школе Мадрида. Прием происходил в саду, где король и королева очень демократично, просто и искренне общались со всеми. Кстати, одну свою работу мы подарили королеве Софии. Это случилось в момент общения королевы с выпускниками. Я познакомила ее с Ботой, затем рассказала королеве о предстоящей выставке. В нашей сумке оказался чий, который мы и вручили Ее величеству.
|