15 августа 2003
№ 32 (272)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    События 

Генеральная репетиция

Талгат Калиев

Сентябрьские выборы в местные представительные органы обещают стать весьма жаркими. Для Казахстана это нечто новенькое - до сих пор наших политиков больше интересовали места в мажилисе и сенате. А потому нынешнюю летнюю активность можно расценивать как начало нового этапа эволюции отечественной политики

До сих пор маслихаты представлялись неким аморфным органом при акиме, что, разумеется, не могло прибавить “региональному парламенту” привлекательности. А потому и выборы на этом уровне проходили спокойно, без эксцессов и уж тем более без применения каких-либо дорогостоящих политтехнологий.
Чаще всего депутатами становились руководители градообразующих предприятий, в определенной степени близкие местной власти люди, что в дальнейшем позволяло акиму без проблем проводить свою политику, распределять бюджет и так далее. Тем более что и полномочий-то у данного органа было не так много.

Выбирает стар и млад кандидатов в маслихат

Однако в свете грядущей децентрализации власти и реформирования межбюджетных отношений у маслихатов появляются реальные перспективы. В случае успешной реализации этих намеченных процессов данные органы смогут создать серьезный политический противовес местной исполнительной власти и в идеале стать серьезным контролером за его действиями. В связи с чем закономерна и наблюдаемая активизация всех политических сил и их стремление завоевать максимальное количество мандатов в маслихатах всех уровней.
Особенно привлекательна эта перспектива для политических партий. По новому закону “О выборах”, принятие которого ожидается в скором будущем, местным представительным органам будет доверено формирование территориальных избирательных комиссий. Что, разумеется, не может не волновать нацеленные на участие в следующих парламентских выборах политические партии.
Посылом для них к участию в этих выборах послужил в какой-то мере и новый Закон РК “О политических партиях”. Если раньше им было достаточно иметь несколько членов партии в Алматы и Астане и позиционировать себя в качестве реальной политической силы, то теперь волей-неволей приходится выходить на региональный уровень. А где еще можно обрести быструю известность, как не на выборах?
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что маслихаты у нас наделены правом избрания сенаторов. Так что в случае победы тех или иных политических сил у них появляются серьезные рычаги для блокирования или, напротив, продвижения определенных решений через “своих” сенаторов.
Так что объективные причины столь высокого внимания к выборам в местные представительные органы налицо. Однако существуют и серьезные субъективные мотивы, игнорировать которые однозначно нельзя.
Минувшая финансовая легализация стала публичным объявлением о завершении процесса первоначального накопления капитала в нашей молодой республике. И два года назад, в преддверии этой акции, “НП” прогнозировало, что следствием этого станут попытки передела политической власти. Этот этап наступил. И все чаще возникают попытки инвестировать накопленные капиталы (для их сохранения, а еще желательнее дальнейшего наращивания) во власть. Путем проталкивания в нее “своих” людей. И сегодняшние выборы в маслихаты - тому свидетельство. Более того, нынешнюю ситуацию можно однозначно оценивать как ближайшие парламентские выборы в миниатюре. Как по представленным политическим силам, так и по накалу страстей. И коли уж участвовать в них будет крупный капитал, то с уверенностью можно говорить о привлечении к ним лучших политтехнологов. А посему обывателю будет, как минимум, интересно, в то же время крайне непонятно.
Сегодня можно четко выделить три силы, готовые включиться в борьбу за места в маслихатах, читай - в парламенте. Первая - финансово-промышленные группировки и входящие в их структуры политические партии, для которых сегодня важно получение политического влияния. Второй силой можно называть местную власть, обуреваемую желанием продвинуть своих людей как гарантов сохранения статус-кво. Третьей стороной объективно является власть центральная, заинтересованная в сохранении стабильности в стране и эффективном продвижении реформ. А также предотвращении конфликта между финансово-политическими группировками и недопущении их представителей во властные структуры. Во что это может вылиться в противном случае - говорить излишне.

Астана
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп