Гусар на крыше Георгий Афонин Картина Жана Поля Раппно “Гусар на крыше”, обошедшая экраны почти всех кинотеатров мира, была показана на фестивале европейского кино и в Алматы. “Самый дорогой, самый красивый, самый долгожданный” - писал о фильме популярный журнал “Ле Фильм Франс”. Как только его не называли: романтическая мелодрама, философская сказка, историческая фреска... Сам же создатель фильма сказал о нем красиво и точно: “Мне хотелось показать историю любви на фоне великой природы...” Красиво и увлекательно рассказанная история с участием прекрасных актеров, качественный сценарий и магия операторского искусства Тьерри Арбогаста - все это делает “Гусара” фильмом, который нескучно смотреть даже несколько раз подряд. Фильмом, интересным детям и взрослым, молодым и не очень, искушенным киноманам и людям, от кино весьма далеким.
| Блестящий дуэт: Депардье... |
В картине сыграли культовые фигуры французского кино: Жюльетт Бинош, Оливье Мартинес, два великих Жерара - Депардье и Лякомб, Изабелль Карре и Поль Шевиллар. Хотя героями фильма достойны называться не только актеры: сценарист Жан Клод Каррьер и композитор Жан Петит, оператор Тьерри Арбогаст и монтажер Ноэлль Буисон, художники Энцо Фруджеро и Кристиан Марти, звукооператоры Пьерр Жаме и Доменик Женнекин... Все исполнители главных ролей и участники съемочной группы были номинированы французской киноакадемией на престижную кинопремию “Сезар” и все были ее удостоены. Случай беспрецедентный!
Меняя образ и жизнь... Будучи колыбелью “седьмого искусства”, Франция остается одной из его земель обетованных. Работы одного из наиболее значительных режиссеров последнего времени Франсуа Озона (“Криминальные любовники”, “Крысятник”, “Под песком”) вызывают подлинный интерес у зрителя на всех континентах. А в числе любимых - неизменно картины Патриса Леконта, Жана Виго и Жана Поля Раппно, относящихся к жизни с гораздо меньшим пафосом, чем их великие предтечи, но представляющих своих героев в ракурсе, отражающем изысканность стиля и неповторимый взгляд.
| ... и Бинош |
Не случайно Жан Поль Раппно не берется за съемки, пока сам не сможет сыграть каждого героя вплоть до малейшего движения. Проверить режиссерское ремесло на практике он решился в 1966 году, сняв “Жизнь в замке” с Катрин Денев и Филиппом Нуаре. Но, несмотря на зрительский успех, следующую картину, “Супруги второго года”, Раппно создает лишь через пять лет. И в дальнейшем режиссер сохраняет правило длительной паузы, объясняя это тем, что желание творить нужно довести буквально до состояния физиологической потребности, одержимости. В 1975 году Раппно снимает “Дикаря”, а в 1981-м появляется “Гром и ярость”, и к полной для себя неожиданности Жан Поль оказывается чуть ли не единственным хранителем изящной и милой кинокомедии по-французски. Хотя на самом деле Раппно, ступая на нелегкую стезю кино, и не думал снимать комедии, просто он говорил о серьезных вещах несколько легкомысленным образом. Так, как может только француз. Оставив жанр элегантной французской комедии, режиссер сначала создает собственного “Сирано де Бержерака”, на мой взгляд, одну из самых удачных экранизаций ростановского шедевра. А затем снимает “Гусара на крыше”. Ну а весной этого года Жан Поль Раппно еще раз вернулся на съемочную площадку. В его новой, седьмой по счету, картине с рабочим название “Счастливого пути” пересекаются пути героев Жерара Депардье и Софи Марсо, Венсана Линдена и Питера Койота. Словом, лента обещает быть интересной. Впрочем, неинтересных картин Раппно не снимает. И лучшее тому подтверждение - “Гусар на крыше”. При всей условности любовной истории, при том, что костюмированную историческую мелодраму трудно снять правдоподобно... Но Жан Полю всегда везло с соавторами. Этот фильм - экранизация романа Жана Жионо, о котором Ромен Роллан отозвался как о “самом большом современном лирике”. Сказать о сценаристе Жан-Клоде Каррьере, что он разносторонний писатель, значит, сказать очень мало. Его неизменная приверженность наиболее значительным европейским режиссерам, пристрастие к необычному и неистощимое воображение делают Каррьера одной из ключевых фигур современного кинематографа. И в картине “Гусар на крыше” Каррьер вместе с Раппно создали “любовное настроение”, которого давно не было в кино... Дело происходит в начале XIX века, когда в нескольких странах разгорелось революционное движение. 25-летний итальянский полковник Анджело Парди (Мартинес), скрывающийся во Франции, бежит от преследователей-убийц. На юге свирепствует эпидемия холеры: на дорогах - карантины, в городах - мрачные и ужасные картины сожженных и неубранных трупов. Люди повсюду напуганы и озлоблены, в каждом незнакомце видят врага. Анджело вынужден, опасаясь уже не столько австрийских агентов, сколько людской ненависти, скрываться несколько дней на крышах города. И среди этого ужаса и отчаяния случай сводит его с молодой маркизой Полин (Бинош), которая дает юноше приют. Любезность за любезность - Анджело берется доставить маркизу в другой город. Вместе они переживают множество опасных и романтических приключений на грани жизни и смерти, что закономерно приводит к любви. Фильм поставлен настолько правдоподобно, что кажется, будто по черепичным крышам французского городка герой Мартинеса передвигается вместе со своим гнедым скакуном, а старый муж Бинош (Жерар Лякомб), как и Депардье, появившись в кадре всего на несколько минут, своей игрой расставляют ориентиры, незаметные, но очень важные для зрителя. Единственное, что можно поставить в этом смысле рядом, это “Вдова с острова Сен-Пьер” Патриса Леконта. В обоих фильмах сыграла Жюльетт Бинош, первая после Симоны Сеньоре француженка, получившая “Оскар” за роль в фильме Энтони Мингеллы “Английский пациент”. Жить наперекор обстоятельствам, обнаруживая скрытую силу во внешней хрупкости, - характерная черта многих ролей Бинош, включая самые знаменитые: в “Синем” Кшиштофа Кеслевского, “Невыносимой легкости бытия” Филиппа Кауфмана, картинах Леона Каракса “Дурная кровь” и “Любовники с нового моста” и номинированном на “Оскар” “Шоколаде” Лассе Халлстрема. Впервые увиденное и крайне редкое сочетание ее почти детской непосредственности с победительной сексуальностью оказалось востребованным цветом европейской режиссуры. И там, где другие предпочитают отказаться от опасного каскада чувств и сложного замысла, Бинош входит в каждую новую роль как в дверь, уверенно меняя свой образ и жизнь, увлекая за собой и режиссера, и зрителя. Ведь только тогда кино становится искусством тех, кому принадлежит мир.
|