Супергерой-1992 Геннадия Крючкова и его друзей американцы называли “крокодилами” и “пионерами”, а молва приписала Крючкову побег в США Галина Галкина Год назад “НП” сообщало о межконтинентальном перелете, осуществленном в 1992 году казахстанским летным экипажем на самолете АН-2, не предназначенном для воздушных межконтинентальных бросков подобного масштаба. Из публикации “Байсерке - Сан-Диего” следовало, что двое участников перелета остались в США. В редакцию позвонил Геннадий Сергеевич Крючков, подполковник запаса Военно-воздушных сил СССР: - Слухи о том, что я сказочно богатый человек и живу в США, сильно преувеличены. Может быть, к моему сожалению. Мы, летчики высокого класса, втроем с Юрием Сергеевичем Ельцовым и Владимиром Ястремским провели в США около трех месяцев. Остался в Америке только Володя Ястремский. У меня таких планов не было. Геннадий Сергеевич Крючков пришел в редакцию с фотографиями, бортовым журналом, картой маршрута перелета: и в его рассказе воссоздались новые подробности сенсационного перелета. Геннадий Крючков подчеркивает его уникальность. В 1992 году он был совершен впервые в мире от Алматы до Карлсбада (Сан-Диего) за 81 час - за 16 летных дней (была и непогода, а также бюрократические проволочки, к слову, чаще со стороны американцев). Девять дней в воздухе над СНГ и 7 дней - над территорией США и Канады. Как это обычно бывает, все лавры достались в основном экипажу, и Геннадий Крючков, бортинженер перелета, стремится устранить эту несправедливость: - Перелет был бы невозможен, если бы не четкая работа инженерно-технического состава, который обеспечил эту летную экспедицию. Владимир Савин, Владимир Коваленко, Юрий Лайко и Мартыненко выполнили внеочередные регламентные работы, подготовив летательный аппарат Ан-2. Такие самолеты на подобные расстояния через водные поверхности до нас не летали. По признанию Геннадия Крючкова, экипаж испытал ликование, патриотический порыв, когда колеса запрыгали по взлетно-посадочной полосе аэродрома Карлсбада. - По нашей просьбе еще в Алма-Ате художник на холсте изобразил флаг Казахстана. Символика РК была только что принята. Едва наш Ан-2 коснулся земли, еще даже при рулении Володя Ястремский выскочил из самолета и пошел по кругу с расчехленным голубым флагом РК. Все это фиксировалось множеством видеокамер.
|
В Америке, падкой на сенсации, летчики из Казахстана были супергероями, но как бы из прошлого века. Сюжеты об Ан-2 гонялись по многим каналам, 3-4 раза в день. Казахстанцев называли “крокодилами” и “пионерами”, а Ан-2 - “летающей швейной машинкой”. Оперативные американцы немедленно выпустили майки с символикой межконтинентального перелета и тут же вручили их казахстанцам. Несмотря на всю оснастку самолета, многие участки пути проходили “ощупью”, а за неимением оборудования, позволяющего летать “вслепую”, при минимальной видимости шли, полагаясь лишь на собственное зрение. Когда попадали в жесточайшее обледенение, резко спускались значительно ниже и продолжали путь на бреющем полете, отключив радиовысотомер, который “устал” предупреждать, что самолет опустился ниже опасного уровня. Коварная река Лена, широкая, с плотной облачностью и шпилями ЛЭП. Внутренне экипаж был готов сесть на любой островок в пойме Лены в случае неизбежного столкновения с ЛЭП. Так и шли: командир смотрел влево, Ястремский вправо, бортинженер - вперед. Магнитный компас и радиокомпас давно были с погрешностями. Тем не менее экипажу удалось нормально посадить самолет в бухте Провидения, а потом на Аляске, в Фэрбенксе. Командир предложил Крючкову починить вышедший из строя прибор самому, так как полет должен был продолжиться. - Поехали в гостиницу, выпили по 50 граммов, и, “благословясь”, я принялся работать. Попросил только выйти из номера, чтобы ничто не отвлекало меня. И устранил ошибку в приборе. Полет продолжался. На борту самолета находился 72-летний американский лоцман мистер Аллан Хикс. Когда уже в воздухе он обнаружил, что в Ан-2 нет автопилота, пожилой американец был ошеломлен. Физически он не мог сладить со штурвалом машины, идущей только на ручном управлении. За время перелета просела правая стойка. - Американцы это четко “просекли” и, снимая посадку в Карлсбаде, уделили особое внимание именно этой правой стойке. Амортизатор мягко ушел, и мы бочком-бочком, почти заваливаясь, все-таки сели. Аллан Хикс предупредил казахстанских друзей: когда будете летать по США, Канаде, ни в коем случае никому не давайте интервью. Пролет осуществлялся на частные средства Аллана Хикса, ему пришлось бы платить за любой текст о перелете в газете или сюжет на ТВ. - Мы скрывались, что подогрело интерес к команде. Гостеприимные американцы устроили небольшой банкет в нашу честь. Пили в основном пиво, а мы удивили их шашлыками. На вечеринке собрались люди, заинтересованные в перелете, а также те, кого просто удивила акция, - все с видеокамерами, фотоаппаратами. - Вокруг нас крутился какой-то коммерсант, предлагал остаться в США, сулил золотые горы. Но это выглядело несерьезно. Однако главная причина, из-за которой Геннадий Крючков пришел в редакцию, - не только сенсационный перелет, который состоялся более 10 лет назад, и желание опровергнуть слухи о его эмиграции в США... Геннадий Сергеевич выразил свою тревогу за судьбу малой авиации в Казахстане. - Алматинский аэроклуб - это та организация, которая готовит большое количество юношей и девушек к летной карьере. В 15 лет они начинают проходить теоретическую подготовку, в 16 - приступают к полетам на спортивных самолетах. Я сам пришел в аэроклуб в 1992 году и был поражен, насколько хорошо подготовлены специалисты аэроклуба - летный и инженерно-технический состав. Таким можно доверить детей: в двухместный Як-52 садится летчик-инструктор с шестнадцатилетним подростком, за жизнь которого несет полную ответственность. По мнению Геннадия Крючкова, с 90-х годов малая авиация как отрасль стала рушиться. И все же люди, связанные с ней, настолько одержимы идеей развития малой авиации, что поддерживают свое детище вопреки всему. Отошел в историю ДОСААФ, сегодня это аэроклуб “Отан”, приравненный к общественной организации. При нем работает авиационная коммерческая фирма, которая частично спонсирует аэроклуб, решая его общие задачи. Но этих усилий недостаточно для процветания малой авиации, которая нужна хозяйству нашей республики - по лесопатрулированию, воздушным перевозкам, химработам. - Мне за державу обидно! Сколько выделяется денег на борьбу с наркотиками, какие средства отпускаются в молодежные организации, чтобы мальчишки не бегали по дворам и подвалам. Доходят ли эти доллары и тенге до адресата? Но вот ведь живая структура, аэроклуб: ему хотя бы крошечную дотацию от тех же правоохранительных органов, бюджетных организаций выделили, и гвардия пацанов будет безвылазно сидеть в Байсерке, постигая азы летного дела. Вплоть до 200 года аэроклуб ежегодно проводил аэрошоу в августе, в День авиации. Летчики демонстрировали свои умения: высший пилотаж, парашютные прыжки. Для аэроклуба организация зрелища была убыточным мероприятием: устроители шоу не вменяли входных билетов, не устанавливали сборы с торговцев продуктами и напитками. Цель аэроклуба была патриотической: - Привлечь людей даже не к проблеме, к самому факту существования малой авиации. В 1993-94 годах мы были вынуждены законсервировать всю авиационную технику, с тем чтобы сохранить ее. Ушли инженеры, техники, летчики. Я тоже временно не работаю. Нахожу разовые заработки. В 1990 году в возрасте почти младенческом - 40 лет - стал пенсионером. Сейчас мне чуть больше 50. Возможно, я самый юный и симпатичный пенсионер нашего городка. И я полон сил.
|