Всегда на коне Галия Тушкина, кинокритик
Вступительные экзамены по мастерству студенты сдавали ему в больничной палате. После освобождения с поста генерального директора киностудии “Казахфильм” четыре года в жару и в холод на съемочной площадке на съемках фильма “Гибель Отрара” - завистники надеялись, что Ардак Амиркулов сломается
Надежды не оправдались. Ардак сразу же после опалы, в 1996 году, набрал самую талантливую мастерскую режиссеров кино за 10 лет существования кинофакультета в Академии искусств им.Т.Жургенова. После первого курса Ардак “бросил” своих учеников на поле битвы, вместе они сняли фильм “1997”. Сегодня его ученики уже сами командуют на съемочной площадке. Нариман Туребаев, выпускник мастерской Амиркулова, закончил монтаж полнометражного фильма “Маленькие люди”, премьера которого не за горами. Абай Кульбаев запускается на киностудии с короткометражным дебютом. Жаик Сыздыков и Мухаммед Мамырбеков написали сценарий и готовы приступить к съемкам отечественного детективного телесериала.
| Кино стало непопулярным в Казахстане, поэтому я занялся бизнесом. Во-вторых, на проекты, которые я хочу снимать, у государства не хватает средств. В-третьих, пока кино было в простое, второй состав полностью исчез, профессионалы, на которых можно было опереться и воплощать придуманные вещи, ушли. Фильмография: “Тактические игры на пересеченной местности”, “Гибель Отрара”, “Абай”, 1997 |
Пять лет Ардак не снимает. Хотя находится сейчас в возрасте так называемого творческого подъема, когда накопившийся жизненный и профессиональный опыт дает мощный потенциал для кинорежиссера. - Есть несколько причин тому, что я сейчас нахожусь в творческом простое. Во-первых, у нас в кино много денег не заработаешь, а у меня много иждивенцев: детей, родственников, мамы, папы, братья, сестры, всех надо было кормить. Кино стало непопулярным в Казахстане, поэтому я занялся бизнесом. Во-вторых, на проекты, которые я хочу снимать, у государства не хватает средств. В-третьих, пока кино было в простое, второй состав полностью исчез, профессионалы, на которых можно было опереться и воплощать придуманные вещи, ушли. И, в-четвертых, самое главное - киножизнь в Казахстане замерла полностью, я так считаю. - Вообще-то киностудия ожила, что-то делается... - Вот именно, “что-то делается”. Когда в кино правят люди, далекие от искусства, начинают происходить нехорошие вещи. Я постарался от этого отстраниться. В такие моменты делать усилия - все равно что приумножать разруху. Такой закон. В китайской книге перемен говорится, что в момент упадка сильному надо не выдвигаться, потому что на смену упадку все равно приходит расцвет. Я думаю, когда все это дело устаканится, будет и расцвет в кино... - Ну что-то вы уж совсем разочарованы и пессимистично настроены... - Разочарование - это сиюминутная вещь, не может человек быть разочарованным все время. Бывают моменты разочарования, но никогда человек не докапывается до сути своего пессимизма. Это бессмысленно, ее не найти. Разочарование было какое-то, но не в себе, себя человек любит. И самооценка бывает порой завышенной. Я думаю, что я достаточно в силе и разуме, чтобы снимать кино. Есть люди постарше меня, которые снимают, Герман например. Оптимизма навалом, единственное, что меня сдерживает: в нашем кинематографе нет законов. Не этих глупых официальных законов, нет элементарной культуры производства кино. Никто не знает, куда надо идти и с кем нужно разговаривать, чтобы запустить кино. Или второй состав не знает, с кем нужно разговаривать, чтобы набрать группу. Вроде бы все двери для тебя открыты, и в то же время за этими дверями никто не хочет решать твои проблемы. Никто ничего не продвигает, а в стол работать в моем возрасте нехорошо. Это первое. А второе, я не смогу сейчас снимать кино, как в прошлом, стоя на коленях. Лишь бы камера работала, с полуголодной и полураздетой группой. И локтями толкаться где-то там мне неинтересно, то время, когда я толкался, доказывая, что я тоже могу снимать кино, прошло. Бизнес для кино или кино для бизнеса По большому счету Ардака можно с легкостью назвать успешным человеком. У американцев есть такое определение “self made man” - человек, сделавший себя сам. От жизни Амиркулов берет по самому высокому гамбургскому счету. В одночасье решив поменять свою жизнь, поступил во ВГИК к Сергею Соловьеву, самые заметные фильмы в казахском кино сняты им, если в чиновники - то сразу же на пост генерального директора киностудии, если набирать студентов - то только самых талантливых. Даже в бизнесе он не занимается пустым купи-продай, как человек творческий, Ардак созидает. Слова о том, что каждый человек должен оставить после себя что-то полезное, не считает пустым звуком. Селекция породистых лошадей и форели, собственное хозяйство и крепкий дом для родных. Хороший офис и крутые машины не для показухи, а для дела. Когда после болезни и гонений Ардак в прямом и в переносном смысле встал на ноги, многие злопыхатели ждали: вот-вот сломается, упадет, сопьется. Но Амиркулов, не обращая внимания на разговоры за спиной, просто делает свой бизнес, живет достойно, ни у кого ничего не просит. А враги... к ним он теперь относится по-философски. - Многие успокоились, и мне стало немножко скучно. Я занялся бизнесом, кино не снимаю, и они не очень ко мне лезут. Так, иногда пощипывают. Некоторые враги заставляют тебя шевелиться и держать себя в форме, хотя какие они враги, кровники, что ли? Нет у меня врагов, есть завистники. Даже лучший друг может тебе позавидовать, я могу позавидовать. Это ерунда, когда говорят: я тебе белой завистью завидую, зависть она и есть зависть. Завидуют всегда в настоящем, я не думаю, что сейчас в меньшем количестве мне завидуют, некоторые завидуют моей состоятельности как бизнесмена. Всем хочется денег, я завидую тем, у кого есть деньги. Другой вопрос: для чего они нужны? Некоторым надо попонтяриться, другим - чтобы делать политику, третьим - чтобы хорошо жить. Я задумывался, для чего мне нужны деньги? Мне не нужно власти, жизнь, потраченная на силу применения своей собственной силы и удовлетворение своих амбиций, - ошибочный путь, все мы в лучшем случае будем стареть, в худшем случае умрем молодыми. Конец один. У каждого свой путь, начертанный судьбой. Проверка твоей состоятельности как режиссера покажет только время. Это самое беспощадное жюри. - Так получается, что вы, на время отстранившись от ——, стали независимым экспертом. Дайте вашу оценку сегодняшней ситуации в казахском кино. - Давать оценки - дело неблагодарное, то чтобы плохо сразу хорошим не становится, и требовать, чтобы это было по-быстрому, невозможно. Я думаю, что, в первую очередь, не должно вмешиваться правительство, во вторую, вокруг должны быть профессионалы, и в третью, это кино кому-то должно быть нужным. И все. Рано или поздно все это оживет. Здравый смысл диктует, что во всем должен быть порядок. То, что сейчас творится в кино Казахстана, я не очень понимаю. Единственное, что меня радует, - что люди получают зарплату, что на корню не вымерло, что есть какие-то движения.
|