Окно в Америку Жанна Альжанова-Сагади Известный казахстанский скрипач Арман Мурзагалиев, ныне проживающий в Бостоне, спустя несколько лет вновь на родной земле. В Казахстан Арман был приглашен в качестве члена экспертного жюри телевизионного мега-проекта “SuperStar.kz” - казахстанской версии британского шоу-проекта “Pop Idol” В Алматы американец казахстанского происхождения уже месяц. За столь непродолжительное время скрипач успел-таки вдоволь насладиться прелестями родных пенатов, побывал в Байсеитовке - своей первой музыкальной школе, на концертах классической музыки.
| Досье “НП”: Арман Мурзагалиев окончил республиканскую музыкальную школу имени К.Байсеитовой по классу скрипки у заслуженного педагога республики Светланы Абдусадыковой. Продолжил учебу в Московской государственной консерватории имени П.Чайковского у доцента Л.Амбарцумяна. В 1996 году уехал в США и занялся преподавательской деятельностью сначала в музыкальном колледже в Атланте, затем в Бостоне. |
Несколько дней назад Арман в составе жюри беспрецедентного музыкального проекта отправился по городам и весям страны, чтобы поучаствовать в отборочных турах. Как признался музыкант, по завершении данного проекта стартует другой, связанный с его концертами в Казахстане! Какой именно, пока держится в секрете. Это будет сюрприз! - Многие казахстанские музыканты имя зарабатывают себе в основном за рубежом, поскольку здесь этого сделать практически невозможно. Но тем не менее они, в большинстве своем, возвращаются... - Есть несколько причин. Одна из которых, наверное, кроется в том, что за время долгого отсутствия на родине у того или иного музыканта накапливается определенный материал, душевные переживания, которые невольно возникает желание разделить с кем-нибудь. И сделать это хочется именно на родной земле, с родными людьми, которым все это будет понятнее и ближе. Это лишь моя субъективная точка зрения. По большому счету, музыка не имеет жестких границ, люди понимают ее везде одинаково. Главное здесь - ощущения самого музыканта, то, что у него внутри... - Многим талантливым музыкантам, уехавшим за границу, здесь готовы и при жизни памятник поставить, чего ни за что не сделают там... - Родина есть родина. Нужно обладать гигантским талантом, удивительными способностями, чтобы суметь завоевать авторитет на Западе, подняться до такого уровня, чтобы тебе поставили памятник... На самом деле там новичков не ждут, их всегда принимают настороженно. И уж тем более ни о каких памятниках и речи нет. Поэтому в этом плане очень сложно. А вообще, каждый преследует свою цель, уезжая за границу. - Как живется нашему музыканту на чужбине? - Живется нелегко везде. Если мы сравним музыкантов западных и тех, которые ведут свою творческую деятельность здесь, то мы говорим о двух совершенно разных уровнях. Поскольку то, как оплачивается труд музыканта в Америке, и здесь - это две несопоставимые вещи! Тем не менее каждый выбирает какой-то свой путь, у каждого свое видение... Каждый решает по-своему. Было бы неправильно сказать, чтобы все сорвались вдруг скопом и ринулись куда-то далеко, в другую страну... - Почему вы оказались именно в Бостоне, ведь когда-то вам рукоплескали Россия, Венгрия, Испания, Франция и Южная Корея? - Бостон - это одно из лучших мест как в США, так и во всем мире. На самом деле, может быть, это заявление довольно смелое, поскольку, чтобы утверждать подобное, нужно очень много объехать, очень много посмотреть. Во всяком случае, я говорю это исходя из своего личного опыта. Бостон - небольшой, очень компактный и симпатичный город, расположенный недалеко от таких ключевых центров, как Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон... Где большая концентрация музыкальных университетов, замечательный симфонический оркестр, несколько консерваторий. Мне показалось все это небезынтересным. На самом деле я оказался в Бостоне будучи студентом консерватории в Москве. Там я играл в камерном оркестре под управлением известного скрипача Левона Амбарцумяна, который впоследствии получил приглашение из университета штата Джорджия на преподавательскую деятельность. У него возникла идея создания филиала московского камерного оркестра в Америке. По условиям контракта несколько человек из оркестра имели возможность продолжить учебу в Штатах. Среди приглашенных оказался и я. Вот так и оказался в Джорджии. Позже волею обстоятельств мне пришлось покинуть ее и обосноваться в Бостоне. - Чем занимаетесь? - Сейчас преподаю в академии музыки города Шерон, находящегося недалеко от Бостона. Веду преподавательскую деятельность на частном уровне, даю концерты, играю камерную музыку... Словом, все построено вокруг любимого дела, вокруг скрипки. - Изменился ли с переездом на другой континент ваш репертуар, и что слушают американцы? - Музыку любят везде и слушают всюду одинаково. Я даже скажу, что такое вот далекое переселение несколько расширило мое представление о музыке, обогатило мой репертуар. Я стал играть больше современной музыки американских композиторов, западноевропейскую музыку. Сейчас ведутся очень тесные переговоры с казахскими композиторами, поскольку в Америке всегда интересуются Казахстаном. Есть потребность и желание послушать нашу музыку. - Одно время вам аккомпанировал пианист Ерлан Мансуров... - Ерлан - мой близкий друг. Нас связывает очень давняя и тесная дружба. Он мой постоянный партнер в концертах. Все наши выступления в Казахстане проходили при его непосредственном участии. - В ваших выступлениях партии скрипки и фортепиано самостоятельные, что позволяет раскрыться каждому музыканту. Это ваша фишка, так называемый оригинальный ход? - Я всегда стараюсь устроить свои программы таким образом, чтобы можно было показать всех музыкантов. Репертуар варьируется, пытаюсь наиболее полно представить возможности инструмента, в частности, своего - скрипки. Программа должна быть сбалансированной, мы не играем только камерную музыку. Интересно должно быть всем. - Ваше отсутствие в Казахстане длилось с 1987 года. Что вы чувствуете? - Чувства переполняют самые разные. В Казахстане есть замечательные музыканты, но наметилась такая тенденция: все условия, которые диктует жизнь, к сожалению, не могли пройти мимо них. Соответственно, все это в той или иной мере накладывает отпечаток. Очень мало стало хороших специалистов в начальном и среднем звеньях. Я имею в виду и педагогов, и исполнителей, и все, что имеет отношение к музыке. Складывается ощущение, будто бы классическая музыка как-то загнана на дальний план. Безусловно, есть таланты, но необходимы какие-то свежие вливания, лица, новые имена. К сожалению, все они делают свою карьеру на Западе и проживают там. А здесь особенной почвы, чтобы растить и подпитывать эти таланты, нет.
|